Право и мораль. Справедливость и право

Наряду с правовыми нормами общественные отношения регулируются мно­гими другими социальными нормами. Важнейшими среди них являются нормы морали. В морали (нравственности) выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Мораль, как и право, форма общественного сознания. Принятие и применение норм права требует нравственного обоснования жизненных отношений, к которым будут применяться правовые нормы.

Право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государства закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру насе­ления страны. При этом государство исходит из того, что нравственная ос­нова права обеспечивает справедливость и гуманность регулирования об­щественных отношении. Изречение римлян «jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь морали и права.

Право и мораль имеют общие черты, сходство. Наиболее емко общность права и морали проявляется в том, что они входят в содержание культуры общества, они составные части единой системы социальных норм. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические, географические условия жизни общества, служат обшей цели – согласованию интересов лич­ности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддер­жанию общественного порядка. Право в целом соответствует моральным взгля­дам, убеждениям народа.

Вместе с тем мораль и право имеют свои отличительные особенности. Если право – это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль – это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли. Нормы морали формируются обществом и они охваты­вают всю обширную область общественных отношений. Нормы же права уста­навливаются государством и они охватывают лишь ключевые общественные отношения, без государственного регулирования которых обществу и личнос­ти могут быть причинены значительные убытки – негативные последствия. Моральные нормы не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Правовые кормы за­крепляются в официальных государственных актах: законах, подзаконных ак­тах, в решениях государственных органов. Требования норм морали носят до­статочно расплывчатый характер. Право вые нормы имеют строго конкретное, детализированное юридическое содержание. Осуществление требовании морали обеспечивается внутренними нравственными убеждениями людей или средствами общественного мнения. Обеспечение же правовых норм требует применение мер принудительного характера силой государственного принуждения.

Несмотря на существенные различия, правовые и моральные нормы орга­нически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулируемых общественных отношениях.

Вместе с тем право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Справедливость – одна из наиболее гуманных и плодотворных идей в истории человечества. При этом справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом (у римлян jus – право и justitia – справедливость, у чеченцев бакуа, нийсхуа – право, справедливость). Такая связь обусловлена правовой природой справедливости. По самым общим представлениям, справедливость в обществе, справедливость для человека – это соответствие того, что человек отдает обществу и получает от него, соответствие прав и обязанностей. Права и обязанности составляют основу правовой материи. Тем самым с самого начала идея справедливости воплощается именно в праве. Если видеть в праве нормативно закрепленную справедливость (и реализованную), то необходимо подробнее охарактеризовать саму справедливость. Причем сделать такую характеристику достаточно простой и доступной, чтобы справедливостью действительно можно было оперировать как указателем подлинно правового содержания закона. В современном обществе в качестве наиболее общей исходной посылкой можно рассматривать справедливость как обеспечение прав и интересов человека. Такое понимание справедливости хорошо сочетается с правовым регулированием, с установлением взаимных прав и обязанностей участников общественных отношений. На индивидуальном уровне близость справедливости и права очевидна. Такая же близость справедливости и права прослеживается на уровне общества в целом. Современное общество характеризуется противоречивыми интересами различных людей, социальных групп и слоев. Принятие справедливого решения на уровне общества заключается в учете различных интересов и отыскании компромиссов. Социальная справедливость – это компромисс интересов отдельных людей и социальных групп.

Идеи справедливости затем все более детализируются при разработке отдельных законов и закрепляются в нормах, являющихся правовыми. Так, справедливость, будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений. Все отрасли законодательства – государственное и гражданское, трудовое и жилищное, хозяйственное и пенсионное, налоговое и природоохранительное, уголовное и процессуальное – призваны, согласно идеалу, проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения.

Справедливость как сочетание прав и обязанностей охватывает все области общественных отношений. В распределительных отношениях справедливость есть соответствие между действиями гражданина, его трудовым вкладом и ответственной реакцией общества. Это означает, что трудовое законодательство, например, призвано установить механизм справедливого вознаграждения за труд: тот, кто больше и лучше работает, должен больше получать.

Пенсионное законодательство призвано, во имя справедливости, установить размер пенсии в соответствии с трудовым вкладом работника. Трудовой вклад – то, что работник отдал обществу, пенсия – то, что общество ему возвращает.

Иначе проявляется справедливость как соотношение прав и обязанностей в отношениях ответственности, принуждения. Здесь справедливость заключается в соответствии между тяжестью нарушения и мерой ответственности, мерой наказания. Такое соответствие проводится в нормах уголовного, административного и гражданского законодательства.

Справедливость шире права. Специфика права как социального явления заключается в том, что оно призвано внести порядок в общественные отношения и закрепить этот порядок. Иными словами, в нормативности, обязательности правовых положений, в возможности их принудительного проведения в жизнь. Те справедливые идеи, которые обрели нормативное закрепление в законе и были проведены в жизнь, стали правом. Те, которые не обрели, остались за пределами права. Право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.

С древнеримских времен сущности права имманентна справедливость, являющаяся основным принципом естественного права. Опираясь на древнегреческих мыслителей, в основном стоиков, римские юристы разработали доктрину естественного права применительно к римской социальной почве, оказав большое влияние на развитие правовой мысли последующих эпох. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью…» Она (справедливость) «воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними», все люди, независимо от фактических предпосылок, подчинены этому всеобщему естественно-правовому принципу. Один из исследователей истории римской юриспруденции Т. Кипп отмечает, что римлянам принадлежит мысль, «постоянно возрождающаяся во все эпохи, что, кроме права, которое тот или иной народ создает для себя, т.е. кроме положительного права, существует еще право естественное, jus naturae, jus naturale. Это последнее, по их мнению, обще всем народам или даже обще людям и животным и, так сказать, врождено им от природы». Являясь основной естественного права, справедливость (aeguitas) определяет содержание норм позитивного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: