Справедливость как правовое равенство

Справедливость прежде всего предполагает равенство. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства.

Социальная функция позволяет справедливости быть требованием реализации должного как неотъемлемого права человека. Стремление людей улучшить свою жизнь всегда связывается с совершенствованием общества на «справедливых началах». Именно право воспринимается человеком (осознанно или интуитивно) как «справедливость через равенство». Образ права как справедливости через равенство нашел свое отражение в изображении Фемиды: повязка на глазах богини правосудия — символ беспристрастия, а весы — символ объективного суждения о справедливости.

Латинское слово justitia, означающее «справедливость», применительно к правовым отношениям трактуется как «правосудие», т.е. справедливое решение спора, в соответствии с правом. В юриспруденции следовать праву и действовать справедливо — это одно и то же. В основу правового, справедливого равноправия положен принцип естественного права: то, что признается справедливым для себя, должно признаваться справедливым для другого лица. Римский юрист Ульпиан (ок. 170—228), сторонник естественного права, в Дигестах (части Кодификации Юстиниана) придал этому принципу правовую форму: «Магистрат или лицо, занимающее должность, облаченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положение, если его противник предъявит требование...»

Равенство нельзя подменять уравниловкой, оно означает одинаковые права и обязанности в любых общественных отношениях: экономических, социальных, нравственных, политических, религиозных, экологических и др.

В общественной жизни равенство как справедливость зачастую не -то легко не только отразить в законе, но даже понять.

Гегель считал, что наказание преступника само по себе справедливо как «право, положенное в самом преступнике». Ведь закон всеобщ, а поэтому преступник подводится законом под свое право. Гегель писал: «В том, что наказание рассматривается как содержащее его [преступника] собственное право, преступник почитается как разумное существо. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило его наказания не будут взяты из самого его деяния...». Гегель в этом выводе исходил из общего подхода к справедливости как к конкретному явлению, требующему содержательного решения вопроса.

Даже с обыденной точки зрения справедливость всегда требует поиска «равенства», эквивалента, выступает как этическое представление о соразмерности проступка и возмездия, услуги и награды. И уже только в силу этого справедливость нуждается в правовой защите. Более того, в жизни достичь справедливого равенства, добиться торжества справедливости можно лишь через право.

Связь справедливости и равенства существенно уточняется Дж. Ролзом, который рассматривает справедливость как принцип социальной организации, определяя его не только через понятие равенства, но и понятие неравенства.

Соответственно определение справедливости, данное Ролзом, рас-падается на два принципа: 1) каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей; 2) социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех и (б) доступ к положениям и должностям был открыт всем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: