Политические партии и партийные системы. Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и стремящаяся реализовать их путем завоевания

Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и стремящаяся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Структуру политических партий составляют: лидеры, партийный аппарат, идеологи партий, партийный актив, рядовые члены партий, в случае успеха на выборах — группы парламентариев и членов правительства, которые нередко становятся вторым руководящим звеном партий. Социальная база партий - их сторонники, партийный электорат.

Важнейшие функции партии:

• агрегирование и представительство социальных интересов;

• выработка программных установок и политической линии;

• формирование общественного мнения, политическая социализация граждан;

• участие в борьбе за власть и ее осуществление, в формировании политической системы общества.

Основная политическая функция партий - борьба за власть и ее осуществление. В условиях современной демократизации эта функция включает в себя:

• участие в выборах органов центральной и местной власти;

• парламентскую деятельность партийных фракций;

• политическое рекрутирование;

• управление государством.

Партии классифицируются по следующим критериям:

1) исходя из природы социальной базы выделяют партии, представляющие интересы: отдельных классов (например, буржуазные, рабочие, крестьянские и т.д.); отдельных слоев и групп (например, интеллигенции, мелкой буржуазии, женщин, пожилых людей); этнических групп;

2) по основаниям их деятельности: прагматические (ориентированные на целесообразность), доктринальные (руководящиеся определенной идеологией), харизматические (объединяющиеся вокруг политических лидеров);

3) по отношению к существующему общественному строю и методам выполнения своей программы: консервативные (стремящиеся сохранить общественный строй); реформистские (ориентирующиеся на преобразование общественного строя при сохранении его основ); революционные (отвергающие существующий общественный строй); реакционные (ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю);

4) по характеру политических действий: умеренные, радикальные и экстремистские;

5) по месту в политическом спектре: правые (отстаивают сильное государство, охраняющее частную собственность), левые (ориентированные на общественную собственность, социальное равенство, выражение интересов трудящихся), центристы;

6) по отношению к режиму: правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по отношению к другим элементам политической системы: демократические (толерантны к другим партиям и организациям, конкурируют с ними в рамках плюрализма), тоталитарные (стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов), авторитарные (ограничивают политические свободы);

8) по организационному принципу и характеру членства: кадровые (малочисленные, отличаются свободным членством и функционируют исключительно для обслуживания выборов); массовые (централизованные образования с уставным членством, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, ориентированные на вовлечение в свои ряды максимального числа членов);

9) по способу связи с парламентской фракцией: мягкие (не требующие от депутатов обязательного выполнения партийных директив, в том числе при голосовании) и жесткие (предписывающие парламентариям обязательное солидарное голосование).

Приведенная классификация достаточно условна ввиду возможности оценки одних и тех же партий с различных позиций и по разным основаниям.

Взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними определяют понятием партийная система. Партийные системы структурируют социальные интересы, дают им возможность выразиться на местном и национальном уровнях. Существенное воздействие на формирование партийных систем оказывают конституция и действующее законодательство.

Партийные системы классифицируют по качественным характеристикам и по количественному составу.

В зависимости от характера режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные партийные системы. С учетом характера межпартийных отношений различают конкурентные и неконкурентные партийные системы.

В зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее, в соответствии со схемой Дж.Сартори выделяют: однопартийные системы с монополией на власть одной партии в условиях тоталитарных режимов; системы с партией — гегемоном по отношению к другим партиям (в бывших социалистических странах Восточной Европы и в настоящее время в Китае); системы с доминирующей партией при малоэффективной оппозиции (в Японии — либерально-демократическая партия, в Индии — Индийский национальный конгресс, в Швеции — социал-демократическая партия); системы «двух партий с половиной», где перевес одной из ведущих партий обеспечивается благодаря коалиции с партией-балансиром (в Германии, Канаде, Австралии); системы ограниченного или умеренного плюрализма с несколькими партиями, неспособными самостоятельно завоевывать поддержку большинства избирателей и потому нуждающимися в партнерстве для создания коалиционных правительств (в Австрии, Бельгии, Нидерландах); системы крайнего (поляризованного) плюрализма с несколькими партиями, объединенными в крупные блоки право- и левоцентристской ориентации, и множеством партий с полярно противоположными ориентирами — анархисты, троцкисты, фашисты (во Франции и Италии); атомизированные партийные системы с десятками и даже сотнями партий (в Малайзии, Боливии).

В последние десятилетия в функционировании партийно-парламентского механизма стран Запада усиливались негативные тенденции, выявленные еще в начале XX века основоположниками современной партологии (науке о партиях) Р. Михельсом и М. Острогорским, — возрастание роли партийного аппарата в ущерб интересам рядовых членов, бюрократизация партийных структур, громоздкость партий, особенно массовых. В результате традиционные партии все больше теряют поддержку общественного мнения, сокращается число их сторонников, растет влияние партий движенческого типа — экологических, женских и прочих. Для новых партий характерны: гибкость и подвижность структур, отсутствие постоянного лидера, открытость и гласность внутрипартийной жизни, практический отказ от профессионального аппарата.

В целом партии как политический институт обеспечивают связь населения с государственными структурами, институционализируют политическое поведение граждан и заменяют стихийные формы общественной активности упорядоченными, находящимися под общественным контролем.

24. Политическая мысль в Украине (конец 19 – середина 20 вв.)

Украинское демократическое движение, пережившее тяжелые потери при разгроме Кирилло-Мефодиевского общества в 1847 г., вновь стало активизироваться после смерти в 1855 г. Николая I. Было разрешено вернуться из ссылки Н. Костомарову, В. Билозерскому и Т. Шевченко. Эти украинофилы-ветераны вместе с П. Кулишом собрались в Петербурге, объединив вокруг себя около десятка молодых украинцев, создали в столице империи кружок "Громада".

Следующий за кирилло-мефодиевцами этап в разработке философии украинской идеи относится к 70-м годам XIX в. "Громада" стала настоящей школой национального движения для многих украинских деятелей до конца столетия. Основной целью громадовцев было улучшение положения украинцев, прежде всего крестьянства. Все деятели "Громады", кроме Т. Шевченко, сходились на том, что их организация должна быть аполитичной и сосредоточиться на просвещении масс. Н. Костомаров и П. Кулиш, как пишет О. Субтельный, непоколебимо стояли на том, чтобы ограничиться исключительно областью культуры, и избегали любых проявлений радикализма, могущих вызвать недовольство властей. С большим трудом "Громада" добилась издания первого в Российской империи украинского журнала "Основа", который начал выходить в 1861 г.

Идеологом либерального течения в общественно-политической жизни Украины является Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895). Как отмечается в его общественно-политическая концепция сочетала социалистические идеи социального равенства и справедливости с буржуазно-демократическими идеями конституционного права, широкого местного управления, необходимостью политической борьбы и т. п. М. Драгоманов боролся за право украинского народа иметь свою культуру, указывал на ее самобытный, оригинальный характер, однако он выступал против враждебного отношения украинских националистов ко всякому заимствованию культуры других народов, слепого преклонения перед "национальными святынями", фетишизации языка и т. д.

Видным мыслителем-социологом был Станислав Подолинский (1850-1891). Он стоял на позициях федерализма, выступал за такое централизованное управление общественно-политической жизнью, которое укладывалось бы в рамки федерации и определенных федеральных органов.

25. Политические конфликты: сущность, функции, условия урегулирования

Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.

По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто. Стремление к власти обычно облекается в какие-либо другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологическиеи др.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты. Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

- функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;

- коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

- стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

- содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";

- функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:

- угроза раскола общества;

- неблагоприятные изменения во властных отношениях;

- раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;

- неблагоприятные демографические процессы и др.

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта.

Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и прикладная политология выявляет ряд методов урегулирования политических конфликтов:

1. «Избегание» конфликта - временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.

2. Подмена конфликта - перемещение его в иную плоскость

3.Конфронтация Жесткие, «революционные» решения

4. Приспособление - действия, акции, направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе

5. Откладывание - временная уступка сильному оппоненту

6. Примирение сторон - сближение их позиций через посредника.

7. Третейское разбирательство или арбитраж

8. Переговоры - наиболее распространенный и перспективный способ разрешения политических конфликтов.

9. Альтернативное разрешение конфликтов - конфликт регулируется самими участниками путем взаимного сотрудничества и соглашения.

26. Терроризм: понятие, типология, причины

Под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т.д.

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич и др.);

Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную(Исламистский терроризм);

Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.

Бытовой терроризм — преследует цель дестабилизации семьи, захвата, перераспределения между семьями. Этот вид терроризма ещё называют семейным. Примером бытового терроризма служат систематические воздействия одного члена семьи на другого с помощью скандалов, упреков, и симуляция болезненного состояния. Как правило, бытовой терроризм подпитывается в семьях путем психологической обработки младших членов более старшими. Цель — получение дополнительных финансовых и иных благ, завладение собственностью, моральное подавление одной семьи другой. В большинстве случаев жертва бытового терроризма идет на уступки террористам, происходит перераспределение собственности и распад семьи. Как правило семьи, которые распадались от бытового терроризма, были созданы именно для атаки на собственность жертвы. Законодательство большинства развитых стран приравнивает данный вид терроризма к коллективному, поэтому на сегодняшний день в развитых странах он почти не встречается.

Наиболее часто встречаемая классификация терроризма выглядит так:

· международный (группировка террориста №1 Усамы Бен Ладена "Аль Каида") и внутренний, не выходящий за пределы одного государства (ИРА действует только на территории Великобритании).

·государственный (деятельность группировок направлена на запугивание населения с целью дестабилизации политического режима. Примером может служить деятельность басской террористической организации ЭТА.) и негосударственный (деятельность террористов направлена на запугивание населения. Примером может служить деятельность итальянский "красных бригад".)

·ультраправый (запугивание граждан государства), этнический (направлен против определенных этнических групп) и ультралевый (главная цель - насильственное свержение капитализма.)

·социальный, идеологический и этический.

·терроризм угнетенных этнических меньшинств, терроризм индивидов и групп лиц по политическим мотивам с целью изменения политического режима, терроризм национал-освободительного движения.

Внутренние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма либо способствующие ему причины и условия:

а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;

б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;

в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;

г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве;

д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Внешние факторы, способствующие возникновению и распространению терроризма:

а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы страны;

б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы государства и границ его союзников;

в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;

г) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории России, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;

д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить страну и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние;

е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;

ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;

з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;

и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: