double arrow

Лекция. 8. Сущность и функции политического режима

1. Сущность и характеристика политического режима.

2. Авторитарный политический режим.

3. Тоталитарный политический режим.

4. Демократичччческий политиччческий режим.

Одной из главных категорий, раскрывающих метод функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). В самом общем виде эта категория обхватывает совокупность приемов и способов воплощения политической власти, степень реализуй демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам своей деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. [c.212]

Понятие политического режима, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX–XX вв. 2 Понятие “тоталитаризм” (от лат. totalis – весь, целый, полный) было в первый раз использовано в 1920-е гг. Итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для свойства диктатуры Б. Муссолини. Позже эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека “Путь к рабству” (1944), X. Арендт “Происхождение тоталитаризма” (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956).

Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.

Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

В течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Обширно известна его трава в качестве свойства гос власти по формальному источнику – верховенству политической воли индивидуально определенного физического лица, “элитарной” социальной группы либо большинства населения. Схожее понимание восходит к традиции, заложенной “Политикой” Аристотеля, но сейчас на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того либо другого типа политического режима с конкретной формой правления. В реальности же далеко не постоянно монархия является эмблемой сохранения автократических либо тоталитарных традиций, а провозглашение республики – обязательным условием демократических преобразований.

Политический режим часто рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – чертой страны, раскрывающей совокупность способов воплощения гос власти. С позиций политологии схожий подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия страны с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая описывает меру и механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы, наряду с деятельностью институтов гос власти, обхватывает также и множество остальных социальных действий, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и других объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

Целесообразно различать понятия “государственный режим” и “политический режим”, которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое в общем и целом характеризует способы воплощения гос власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества. Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Политический режим – совокупность характерных для определенного типа страны политических отношений, применяемых властями средств и способов, сложившим отношении гос власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношёний, состояния политической культуры и сознания. [c.213]

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, обхватывающая целый ряд динамических качеств политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и разъясняется возможность классификации политических режимов по самым различным критериям. Так, к примеру, в согласовании с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной веток власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений страны и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия страны и гражданского общества, степени проникания гос власти в остальные сферы социальной реальности и частную жизнь людей. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

но всякий реально имеющийся политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений – авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению твердой дисциплины и ответственности людей, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в публичной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается неизменной и тем более не постоянно соответствует какой-или “пропорции”, установленной некой теоретической схемой.

Научный подход к анализу хоть какой разновидности политического режима предполагает выделение главных классификационных критериев, позволяющих дать её исчерпывающую характеристику. Довольно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

• социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

• способы воплощения политической власти, избираемые правящими кругами;

• характер роли людей страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

• соблюдение принципа законности и защиты прав личности:

• идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь схемой, можно дать характеристику главных типов политических режимов. При этом следует учесть, что полученные таковым образом “идеальные” модели содержат только более значительные моменты отражаемой реальности. [c.214]

В различие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология употребляет понятия “авторитаризм” и “тоталитаризм” применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует разная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда правительство практически полностью “поглощает” общество, неограниченно вмешиваясь не лишь в области социальной реальности, но и в частную жизнь граждан” является отличительной чертой тоталитарного режима2.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и практически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации либо военной хунте. Главой страны и правительства – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный фаворит, концентрирующий в собственных руках высшие законодательные, исполнительные, а время от времени и судебные функции, популяция страны фактически отстраняется от роли в системе управления государством, поскольку представительные органы или упраздняются, или формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, к примеру, часть депутатов рейхстага могла быть назначена конкретно фюрером, тогда как другие “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” или утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не лишь не скрывают, но и открыто показывают разные способы насилия, резко и решительно подавляя любые пробы сопротивления проводимому курсу. Существенно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы публичной жизни силовых структур – армии, милиции и оганов сохранности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны страны, что, но, не значит полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок бизнесменам и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может употребляться система внеэкономического принуждения. [c.215]

Для “идеального” тоталитаризма более характерна однопартийная система либо же существование под твердым контролем нескольких партий и “официальных” профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они обязаны или находиться в глубочайшем подполье, применяя нелегальные способы борьбы, или действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору – в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь либо физического ликвидирования традиционно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная изюминка тоталитарного режима – отмена либо приостановка на неопределенный срок деяния конституции. При этом указы главы страны, распоряжения структур исполнительной власти либо армейские директивы получают силу закона. Демократические права и свободы людей значительно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными “высшим” интересам нации, общества либо реализации какой-или идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в различие от тоталитарных, часто употребляют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить огромные массы людей права голоса, прибегают к избирательному запрещению либо временной приостановке деятельности неких партий, публичных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, к примеру, может отсутствовать серьезный контроль со стороны властей над созданием, образованием, культурой; Вмешательство в экономику традиционно носит ограниченный характер, направляется на поддержку государственного капитала, способствует экономическому развитию.

необыкновенную разновидность авторитаризма представляют политические режимы в неких государствах арабского Востока, где и сейчас сохраняется обычная форма правления – абсолютная либо дуалистическая монархия. Для таковых монархий типично отсутствие либо декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты гос власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх владеет монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и высвобождает от должности чиновников, распоряжается средствами гос казны. При этом популяция страны фактически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением. [c.216]

действие авторитаризма на ход общественного развития далеко неоднозначно и обнаруживает много достоинств, более ощутимых в экстремальных ситуациях. Непременно, авторитарная власть владеет высокой способностью обеспечить публичный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таковых назревших заморочек, как, к примеру, воплощение ускоренной экономической модернизации. Но отсутствие в схожих условиях у людей возможностей для политического выражения собственных разнообразных интересов и становится более уязвимой стороной авторитарных режимов. Конкретно об этом свидетельствует опыт Южной Кореи, Тайваня и остальных “новых индустриальных стран”, где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития “конструктивный потенциал” авторитаризма исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, возрастающий сгусток информации и новейших идей, усиление контактов с развитыми демократиями -– все это провоцирует демократические преобразования и в развивающемся мире.

Демократические режимы более распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических режимов:

• признание народа в качестве источника власти;

• выборность главных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

• подконтрольность и ответственность государственных Органов, формируемых методом назначения, перед выборными учреждениями;

• провозглашение главных демократических прав и свобод; равенство всех людей перед законом;

• легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- либо многопартийности;

• государственное, устройство по принципу “разделения властей”;

• создание нужных условий для развития “среднего класса”, выступающего социальной основой демократического режима.

В современных условиях очень распространена модель представительной, плюралистической демократии. В согласовании с ней, в обществе преобладают массивные организованные группы, а правительство играется в основном роль посредника меж ними и, не считая того, частенько само выступает как одна из таковых групп. Любая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтоб как можно полнее удовлетворить желания более могущественных групп. [c.217]

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают способности использования в той либо другой “экстремальной” ситуации авторитарных способов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для угнетения массовых антиправительственных выступлений. Но в условиях развитой демократии подобные деяния властей довольно редки. Традиционно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба “народных избранников” в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтоб получить либо сохранить уже имеющиеся властные возможности, нужно заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав достоинства не лишь собственной программы, но и личных свойств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, фуррор которого во многом зависит от умения властей сыграть на публичном мировоззрении, отыскать соответствующие методы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках заслуги того либо другого компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия либо коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные возможности “мягко” перейдут к готовым для их выполнения оппозиционным силам.

Важнейшим принципом политического режима является конституционное и другое законодательное закрепление главных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод людей, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на роль в политической деятельности методом голосования либо занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать всякую религию либо придерживаться атеистических убеждений. Совместно с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить перевоплощение демократических свобод во вседозволенность. Разумеется, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и остальных средствах массовой информации сведений, содержащих государственную либо военную тайну, публикацию заранее ложных материалов, порочащих честь и достоинство людей и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют твердые правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу данной печатной продукции несовершеннолетним. [c.218]

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у людей та либо других прав и свобод, но не постоянно описывает, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтоб пользоваться свободой слова либо печати, нужно располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени либо публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании своей газеты. Средства массовой информации могут не лишь содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов действия на общество в интересах более могущественных социальных сил.

Мерилом действенности демократического режима является обеспечение политической стабильности общества, его прогресса и процветания.

В мире происходит неизменная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развит можно отметить, что в целом в современную эру действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим. Для ряда государств СНГ характерны авторитарные режимы с элементами формальной демократии.

1. В чем особенности и достоинства системного анализа в политике?

2. Из каких компонентов состоит политическая система общества?

3. По каким основаниям и признакам можно типологизировать политические системы общества?

4. В чем особенности политической системы казахстанского общества? [c.219]

Литература:

1. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общ. ред. А Н.Нысанбаева. -Алматы, 1998.

2. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.

3. Теория политики. Учебное пособие. Под ред Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

4. Шаран П. Сравнительная политология / Пер. с анг. М.,1992. Ч.1,2.

5. Цыганков А. Политический режим. - \\ СПЖ.1996.№1.


Сейчас читают про: