Конкуренция и монополия в условиях рынка

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1.Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2.Отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3.Однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4.Свободные цены;

5.Отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1.Демпинговые цены

2.Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3.Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4.Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5.Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6.Умалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1.Неоправданный рост цен

2.Увеличение издержек обращения

3.Замедление научно-технического прогресса

4.Снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5.Падение эффективности экономики.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

· единственный продавец;

· отсутствие близких продуктов-заменителей;

· диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Модели рыночных структур представлены на рис. 5.15.

Рисунок 5.15. - Модели рыночных структур

Тема 6. Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике – 2 часа

Лекция 6. Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике – 2 часа

План лекции

6.1. Предприятие в экономической системе

6.2. Суть предпринимательства и условия его существования

6.3. Виды и формы предпринимательской деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: