Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
1.Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
|
|
2.Отсутствие ограничений на количество участников рынка;
3.Однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
4.Свободные цены;
5.Отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
1.Демпинговые цены
2.Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
3.Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
4.Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
5.Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
6.Умалчивание важной для потребителя информации
Потери от несовершенной конкуренции:
1.Неоправданный рост цен
2.Увеличение издержек обращения
3.Замедление научно-технического прогресса
4.Снижение конкурентоспособности на мировых рынках
5.Падение эффективности экономики.
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
|
|
Модель монополии:
· единственный продавец;
· отсутствие близких продуктов-заменителей;
· диктуемая цена.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Модели рыночных структур представлены на рис. 5.15.
Рисунок 5.15. - Модели рыночных структур
Тема 6. Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике – 2 часа
Лекция 6. Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике – 2 часа
План лекции
6.1. Предприятие в экономической системе
6.2. Суть предпринимательства и условия его существования
6.3. Виды и формы предпринимательской деятельности