double arrow

Социальные аспекты экономических отношений

С позиции экономической социологии экономические отношения - это разновидность общественных отношений, связанных с особой деятельностью людей, их взаимодействием и направленных прежде всего на обеспечение материальных потребностей человека, а также на достижение им определенных социальных преимуществ и целей. Специфика (видовая, типичная) экономических отношений состоит в предметно-вещевой форме их проявления, т. е. они возникают между людьми и группами людей относительно материальных вещей, обстоятельств и проблем их производства, распределения, обмена, присвоения, владения и использования (потребления). Именно на этих явлениях, предметах, процессах, которые обобщаются понятием “материальное богатство”, объективируются и сквозь них проходят все без исключения экономические отношения общества. Ради этого богатства люди борются, соревнуются, конкурируют, сотрудничают и т. д. Словом, экономические отношения возникают между заинтересованными людьми, т. е. вытекают из их интересов и подчиняются им. В конце концов, в эпоху товарно-денежных отношений они опосредуются деньгами.

Какие же основные социальные функции присущи экономическим отношениям? Их несколько: обеспечение и обслуживание движения материального богатства в обществе (изготовление, использование и возвращение его в природу в виде различных изношенных элементов); воспроизведение и утверждение человека как носителя общественных отношений; имущественное расслоение общества; организация и стабилизация совместной жизни людей. С одной стороны, как и любой тип общественных отношений, экономические отношения являются совокупностью форм организации (прежде всего экономической) жизни людей, предоставление свойств целостности, упорядоченности, системности и определенной социальной направленности. Экономическая деятельность людей составляет реальное содержание этих отношений. С другой стороны, экономические отношения возникают, разворачиваются, воплощаются и в конце концов прекращаются лишь в экономической деятельности и благодаря ей. Отсюда каждый индивид и все члены общества, которые в той или иной мере занимаются экономической деятельностью, являются носителями, функционерами экономических отношений, их совокупным социальным субъектом.

Итак, вырисовывается такой общий социальный признак экономических отношений, как субъектность. Она означает, что экономические отношения имеют определенного носителя, который их создает, реализует, поддерживает и регулирует. Этот носитель еще и психологически “закрашивает” экономические отношения, опосредствуя их субъективным элементом: мотивацией, целью, чувствами, эмоциями, оценками и т.п. Благодаря осознанию и субъективации любое экономическое отношение существует и как отношение к отношению. Например, оно обязательно оценивается субъектом с определенных позиций, в системе определенных ценностей - выгоды, дохода, социальной справедливости, равенства и т. п.

Учитывая субъективность экономических отношений, подчеркнем, что социальным субъектом этих отношений есть и человеческая общность (семья, коллектив, народ, государство, общество), и отдельный индивид, и группы индивидов. От того, к какому субъекту “привязаны” экономические отношения, зависят их масштабность, социальное развитие, а также мера персонификации и деперсонификации.

Как и каждое общественное отношение, экономическое отношение предусматривает не только субъекта - того, кто относится, но и объекта - того, к кому относится субъект, во взаимодействии с кем реализует свое отношение. Поскольку объектом экономического отношения есть человек, а не предмет, то оно существует как взаимоотношение субъекта и объекта, в котором могут как совпадать, так и не совпадать их намерения и средства развертывания отношения. Характером взаимодействия субъекта и объекта определяется общественная форма экономического отношения: сотрудничество, обмен услугами, товарами, взаимопомощь, конкуренция, эксплуатация, компромисс, партнерство и пр.

В конце концов, экономические отношения характеризуются способностью опредмечиваться. Благодаря опредмечиванию они как латентная реальность получают фиксированное предметное проявление. В какие же формы социальной предметности воплощаются экономические отношения? Ими являются продукты материального производства (предметы, вещи, услуги), социальные институты (организации, учреждения, инфраструктура рынка и т. п.), знаки (язык, символы, деньги и пр.), человеческое поведение.

Возникает необходимость подробнее раскрыть содержание экономических отношений, которое составляют соответствующая деятельность и поведение людей, что является проявлением их экономической жизни. Таким образом, наблюдается триада: экономическая жизнь - экономическая деятельность - экономическое поведение.

В экономической социологии экономическую деятельность и экономическое поведение различают, используя два подхода. В одном случае их отождествляют, в другом - различают по принципу: деятельность - определяющая форма активности относительно поведения. Другими словами, если экономическая деятельность представляет собой совокупность действий, актов индивида, из-за которых он непосредственно реализует свои экономические интересы и с помощью которых достигает хозяйственных целей, то экономическое поведение объединяет все формы активности (поступки, действия и т. п.), которые обслуживают или сопровождают деятельность. Скажем, если человек купил что-то в магазине, то подсчет собственного бюджета, плата денег, получение кассового чека- все это элементы экономической деятельности. Поведением, которое сопровождает или обслуживает эту деятельность, является ознакомление с рекламой, поездка в магазин, выбор нужной вещи и т. д. Но подобные тонкости в отличиях экономической деятельности и поведения учитываются не всегда, поэтому часто их не различают.

Система экономических отношений общества очень сложная и разветвленная, чтобы можно было рассмотреть ее в полном объеме. Если в едином процессе расширенного воспроизводства различают производство, распределение, обмен, потребление, то экономические отношения делятся на четыре большие группы: производственные, распределительные, отношения обмена (купля-продажа) и потребления. Первая группа объединяет производственные отношения, т. е. такие, которые возникают исключительно в процессе производства материальных средств для жизни. Это, в частности, отношения собственности на средства и результаты производства, отношения между социальными группами, занимающими различные места в производстве, организационно-управленческие и технологические отношения.

Характеризуя производственные отношения последней группы, заметим, что организационно-управленческие и технологические отношения возникают в результате разделения труда. Как совместный общественный процесс производство требует определенной организации, управления, разделения производителей на тех, кто управляет и контролирует, и тех, кем управляют и кого контролируют. Суть управленческих отношений состоит в подаче команд, установлении правил одними агентами производства и выполнении их другими участниками этого процесса.

Организационно-управленческие отношения - это выражение функциональных взаимозависимостей людей в процессе производства, когда есть начальники и подчиненные. Но это не единственное. Технология производства объективно устанавливает и другие взаимозависимости людей, например отношения специализации и кооперации. Специализация - это разделение производителей по профессиональной принадлежности, квалификации и формам проведения определенных трудовых и производственных операций. При этом агенты производства приобретают определенные производственные функции и одновременно обособляются в нем.

Наоборот, отношения кооперации отображают взаимозависимости людей как интегрированными производителями, которые будучи сравнительно дифференцированными и самостоятельными все же осуществляют совместное производство. Именно кооперация придает труду дополнительную производительную силу, которая не равняется простой арифметической сумме индивидуальных рабочих сил.

Конечно, производственные отношения обусловливаются взаимодействием людей, но их общественный характер зависит прежде всего от отношений присвоения, без которых ни про одно производство не может даже идти речи. Более того, именно производство является присвоением, на что не раз обращал внимание К. Маркс: “Всякое производство есть присвоение индивидуумами предметов природы в границах общественной формы и с ее помощью. В этом смысле будет тавтологией сказать, что собственность (присвоение) является условием производства” [24, 671]. Но на характере производственных отношений отображается не столько присвоение предметов природы, сколько форма собственности на средства производства. Кому они принадлежат: отдельным лицам, социальным группам, государству или непосредственно народу, обществу? Этим определяются и разделение результатов труда и субъектов производства на собственников и несобственников, и место людей в производственной сфере, и тип производственной демократии, и характер общественных отношений. Что же представляет собой собственность относительно ее функционального проявления в системе экономических отношений? Какие ее особенности являются предметом познавательного интереса экономической социологии?

Как уже было сказано, собственность - это форма общественного присвоения. Социально-экономическая сущность собственности состоит в особенных взаимоотношениях людей относительно владения, распоряжения и пользования средствами и результатами материального производства и владения материальными вещами, подчинения их воле и власти определенного субъекта. В этой связи присвоить означает сделать своим (моим, твоим, нашим, вашим и т. д.). Но существует и обратный относительно присвоения процесс - отчуждение, т. е. собственность субъекту уже не принадлежит, а значит, является для него чужой. Известно множество социальных способов и каналов присвоения и отчуждения: суд, покупка, продажа, разгосударствление, приватизация, экспроприация, унаследование, грабеж, разворовывание и др.

То, что присваивается, называют объектом собственности. Этим понятием охватывается все, что имеет определенную ценность, кому-нибудь принадлежит и способно оборачиваться в кругу интересов людей, практики, т. е. переходить от одного человека (или группы людей) к другому.

Элементами собственности, которые составляют ее социально-экономический и правовой смысл, являются отношения принадлежности, владения, распоряжения и пользования. Люди стремятся стать собственниками, чтобы владеть, распоряжаться и пользоваться вещами в свою пользу, т. е. играть прежде всего роль экономического субъекта. Отношения принадлежности указывают на то, кому принадлежит объект собственности, для кого он функционирует как свой. Владение, распоряжение и пользование собственностью - это правомочные полномочия собственника. Владение предусматривает фактическое властвование собственника над вещами, если они функционируют в сфере удовлетворения его физических, духовных, хозяйственных, социальных и других потребностей, достижения тех или иных целей, реализации интересов.

Именно из принадлежности и владения начинается “прикладывание воли собственника к вещам” и именно “отношением воли к вещам”, согласно Г. Гегелю, даются “простейшие определения собственности”. Распоряжение объектом собственности - это право безоговорочно определять его судьбу (продать, подарить, уничтожить и др.). В конце концов, пользование собственностью есть не что иное, как получение с ее объекта полезных свойств и разных социальных функций.

Разумеется, через свою собственность субъект утверждается в обществе, приобретая определенный статус в системе социально-экономических отношений. Тем не менее, владением, распоряжением и пользованием вещами социально-экономическое содержание и общественные функции отношений собственности не исчерпываются. Более того, с позиций экономической социологии эти аспекты собственности не главные. Важнее другое: в обществе владение, распоряжение и пользование вещами вместе с тем есть прямым или опосредствованным владением, распоряжением и пользованием людьми. Это происходит прежде всего в сфере производства, но не только в ней, поскольку собственность есть одним из главных факторов и посредников всей системы взаимодействий и взаимозависимостей общества.

Итак, чтобы понять сугубо социальные функции собственности и соответствующие действия собственников, следует войти в мир не вещей, а людей как владельцев и пользователей ими, хотя, конечно, вещи, трансформируя через себя разные типы общественного отношения, выполняют определенные социальные функции.

В зависимости от полноты полномочий собственник может быть полным (владеть всеми полномочиями) и неполным (полномочия распределяются между субъектами). Скажем, вещь принадлежит как собственность одному лицу, а распоряжается ею по его поручению другое лицо. Таким образом, полномочные отношения перераспределяются. Сама же собственность распыляется, “размывается”, ее внутренние связи усложняются, переплетаются. Возникают группы собственников, совладельцев, пользователей, владельцев с разными полномочиями, ролями, интересами и социальными статусами. Они взаимодействуют, вследствие чего возникает система экономических и социальных зависимостей - господство, подчиненность, партнерство и др.

Вторая группа экономических отношений - распределительные. Они возникают относительно распределения каналов доступа к жизненным благам и способов их присвоения. Эти каналы доступа и способы присвоения не равноценны: эффективные - неэффективные, выгодные - невыгодные и т. п. Каждый из них имеет возможность “отщипнуть от общественного пирога” больший или меньший кусочек. Итак, сущность распределительных отношений состоит в обеспечении социальным субъектам разнообразных позиций на шкале распределения общественных благ. Конечно, каждый из этих субъектов стремится к более выгодным для себя позициям, но взаимодействие объективно расставляет их на шкале распределения в соответствии с возможностями каждого.

Следует подчеркнуть, что отдельной сферы, в которой концентрировались бы распределительные отношения, не существует. Эти отношения непосредственно вплетены в производство, обмен, потребление, являются другой стороной каждого из них. Например, в производстве распределительные отношения реализуются и трансформируются через систему рабочих мест, административных должностей, тарифных сеток и т. д.

В сфере обмена распределительные отношения реализуются через взаимодействие покупателей и продавцов, а также многочисленных социальных групп покупателей, различающихся покупательными потенциалами, т. е. уровнем доходов, величиной семейных бюджетов, территориальными отличиями в снабжении, местными ценами и пр. В потреблении также существует собственный механизм распределения. Он связан с неодинаковым доступом потребителей к общественному сервису, разной организацией домашнего хозяйства, самообслуживания, кулинарной культурой семей и т. п.

Третья группа экономических отношений - обменные (купли-продажи, спроса-предложения и др.). Это преимущественно рыночные отношения - между продавцами, покупателями и их посредниками. Непосредственно через себя их трансформирует и воссоздает система торговли, коммерции, бизнеса. Обмениваются продукты производства, а через них - формы деятельности. Как правило, обменные отношения опосредуются деньгами, денежным способом присвоения. Однако существует и прямой обмен продуктами - бартерная торговля. С социологических позиций обменные отношения утверждают социальный компромисс, социальное равновесие между большими группами людей - производителями, продавцами и покупателями, которые различаются интересами, но имеют потребность друг в друге.

Четвертая группа экономических отношений - в сфере потребления. Эти отношения концентрируются и вращаются вокруг особой “оси” - потребительского отношения. Что же оно представляет собой? Это - практическое, целенаправленное, обусловленное потребностями отношение индивида к средствам удовлетворения собственных потребностей, интересов. Через потребительское отношение реализуется потребительская сила (способность) человеческого индивида, который подбирает предметы, способы и меру удовлетворения своих потребностей, соответственно организует процесс потребления. Эта группа экономических отношений состоит из нескольких подгрупп: отношения между потребителем и производителем, которые реализуются в домашнем хозяйстве как приведение продуктов общественного производства в окончательную потребительскую форму; отношения ответственности потребителя перед производителем, например, за технологическую правильность эксплуатации тех или иных изделий, устройств, машин на срок гарантий; отношения потребителя с предприятиями торговли, общественного питания, сервиса, транспорта, связи, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения и др.; отношения между потребителями; нормативные отношения.

Если экономические отношения рассматривать относительно их субъектной структуры, то следует выделить четыре социальных типа их носителей (субъектов): субъекты собственности (собственники), производства хозяйственной деятельности (производители), обменных отношений (продавцы, покупатели, посредники) и потребления (потребители).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: