Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государство отвечает за:
- фискальную политику (бюджет, налоги);
- монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);
- регулирование внешней торговли;
- регулирование распределения доходов.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
1. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
2. Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
Методы регулирования разделяются на рис. 12.4:
1. Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты).
|
|
2. Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
Рисунок 12.4. – Структура государственного регулирования экономики
Методы государственного регулирования:
1) социально-экономическое прогнозирование и индикативное планирование, развитие отдельных отраслей, регионов, городов и всей страны;
2) бюджетирование страны, регионов, городов, районов;
3) установление ставок налогообложения цен и тарифов на монопольные товары и услуги, экономических нормативов и квот;
4) денежно-кредитная эмиссия и установление максимальной величины процентной ставки за пользование кредитами;
5) поддержание курса национальной валюты;
6) установление правил и процедур материальной поддержки многодетных семей, пенсионеров, инвалидов;
7) финансирование проектов развития, имеющих общегосударственное значение.
Выбор цели и методов государственного регулирования определяется общим социально-экономическим положением страны, соотношением интересов различных слоев населения, господствующим политическим режимом и другими факторами внутреннего и внешнего характера.
Внешнеэкономическое регулирование. Формы регулирования:
1. Государственные целевые программы (социальные);
2. Прогнозирование;
3. Моделирование ситуаций.
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
|
|
Причины регулирования рис. 12.5:
1. Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);
2. Наличие частного и общественного характера производства;
3. Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
4. Научно-технический прогресс;
5. Тенденция к монополизации;
6. Наличие международной конкуренции.
Рисунок 12.6. – Роль государства в экономике
Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов определённых социальных групп.
Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства:
• формирование правовой основы экономической деятельности;
• создание общественных благ;
• регулирование внешних (побочных) эффектов;
• проведение антимонопольной политики;
• создание инфраструктуры экономики;
• государственное предпринимательство;
• перераспределение доходов;
• макроэкономическая стабилизация;
• проведение фискальной политики;
• поддержка малого бизнеса;
• регулирование внешнеэкономической деятельности;
• поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.