Незаконное получение, разглашение государственных секретов (ст. 172 УК)

Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны

Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственных секретов, регламентированные законом.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государст­венные секреты. К ним, согласно Закону РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г., относятся защищаемые государством сведения, состав­ляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной воен­ной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешне­политической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с обще­принятыми нормами международного права.

Объективную сторону преступления по ч. 1 ст. 172 УК РК образуют со­бирание, похищение, подкуп или угрозы в отношении лиц и их близких, владеющих государственными секретами, их перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использо­вания специальных технических средств, а равно иные незаконные способы получения сведений, составляющих государственные секреты, при отсут­ствии признаков государственной измены или шпионажа.

Под собиранием понимаются получение, приобретение, добыча инфор­мации, подпадающей под признаки предмета анализируемого преступле­ния.

Похищение означает противоправное, безвозмездное изъятие докумен­тов, сведения о которых составляют государственные секреты.

Подкуп в отношении лиц и их близких, владеющих государственными секретами, может выражаться в передаче либо попытке передачи этим ли­цам денег, вещей, иных материальных ценностей либо предоставлении вы­год имущественного характера. Указанное материальное вознаграждение может быть передано лично или через посредников. Не может быть пред­метом подкупа предложение интимной связи. Не образует состава данного преступления предоставление иных бумаг и выгод неимущественного ха­рактера (устройство на работу и тому подобное).

Содержание угрозы не определено законом, но в любом случае она должна быть реальной и действительной, то есть восприниматься лицом как вполне осуществимая. Только такая угроза способна оказать опреде­ленное психическое воздействие с целью выполнения действий в пользу виновного.

К средствам связи следует отнести телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные специальные средства для передачи сведений, инфор­мации, содержащих государственные секреты.

Под незаконным проникновением в компьютерную систему или сеть, использованием специальных технических средств понимается неправо­мерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, состав­ляющей государственные секреты. Способы незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть могут быть весьма разнообразными, на­пример, нарушение средств или системы защиты информации, кража носи­теля информации с применением специальных, технических средств для копирования информации и тому подобное.

Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, содержащиеся в информационных систе­мах или сетях независимо от формы их предоставления.

Под специальными техническими средствами понимаются приборы, иная аппаратура, фиксирующая, снимающая и расшифровывающая инфор­мацию.

Под иными незаконными способами понимаются любые действия, на­правленные на получение сведений (документов), составляющих государ­ственные секреты.

По ч. 2 ст. 172 объективная сторона преступления выражается в нару­шении установленных правил режима секретности, разглашении сведений, составляющих государственную тайну, и обязательном восприятии указан­ных сведений посторонними лицами, не имеющими права на ознакомление с ними.

Согласно Закону РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г., государственную тайну составляют сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казах­стан.

Под разглашением государственных секретов понимается «сообщение, передача, предоставление, пересылка, публикация или доведение государ­ственных секретов любыми друг ими способами до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними» (п. 12 ст. 1 Закона РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г.).

Незаконное получение, разглашение государственных секретов является преступлением с формальным составом, то есть оно считается оконченным с момента оглашения государственных секретов. Исключение составляют части 3 и 4 ст. 172 УК РК. которые являются преступлениями с материаль­ным составом. Момент окончания данных преступлений перенесен на ста­дию наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыш­ленной формой вины. Оно может совершаться как с прямым, так и с кос­венным умыслом.

Мотив и цель незаконного получения, разглашения государственных секретов не влияют на его квалификацию.

Субъект разглашения государственных секретов, содержащих государ­ственную или служебную тайну, специальный. Им может быть только ли­цо, достигшее 16 лет, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. А в незаконном получении данных сведений субъект общий — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Служебная тайна — это сведения, имеющие характер отдельных дан­ных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам госу­дарства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан.

По ч. 3 анализируемой статьи под разглашением секретных сведений, составляющих служебную тайну, следует понимать противоправное преда­ние их огласке, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.

Огласка сведений может заключаться в их сообщении как в устной, так и в письменной форме, в показе или передаче документов и материалов, содержащих служебную тайну. Необходимым условием, влекущим уголов­ную ответственность, является наступление тяжких последствий.

Тяжкими последствиями по смыслу ч. 3 ст. 172 УК следует считать ис­пользование сведений, составляющих служебную тайну, вопреки нацио­нальным интересам Республики Казахстан.

Разглашение секретных сведений, относящихся к служебной тайне, мо­жет быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Особо квалифицирующим признаком незаконного получения сведений, составляющих государственные секреты и сведений, относящихся к госу­дарственной тайне, является причинение тяжких последствий. К ним мож­но отнести: проведение незапланированных мероприятий, связанных с расшифровкой и зашифровкой сведений, составляющих государственную тайну; либо секретные документы или предметы стали достоянием ино­странных разведывательных организаций и тому подобное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: