Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны
Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственных секретов, регламентированные законом.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственные секреты. К ним, согласно Закону РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г., относятся защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права.
Объективную сторону преступления по ч. 1 ст. 172 УК РК образуют собирание, похищение, подкуп или угрозы в отношении лиц и их близких, владеющих государственными секретами, их перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, а равно иные незаконные способы получения сведений, составляющих государственные секреты, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа.
Под собиранием понимаются получение, приобретение, добыча информации, подпадающей под признаки предмета анализируемого преступления.
Похищение означает противоправное, безвозмездное изъятие документов, сведения о которых составляют государственные секреты.
Подкуп в отношении лиц и их близких, владеющих государственными секретами, может выражаться в передаче либо попытке передачи этим лицам денег, вещей, иных материальных ценностей либо предоставлении выгод имущественного характера. Указанное материальное вознаграждение может быть передано лично или через посредников. Не может быть предметом подкупа предложение интимной связи. Не образует состава данного преступления предоставление иных бумаг и выгод неимущественного характера (устройство на работу и тому подобное).
Содержание угрозы не определено законом, но в любом случае она должна быть реальной и действительной, то есть восприниматься лицом как вполне осуществимая. Только такая угроза способна оказать определенное психическое воздействие с целью выполнения действий в пользу виновного.
К средствам связи следует отнести телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные специальные средства для передачи сведений, информации, содержащих государственные секреты.
Под незаконным проникновением в компьютерную систему или сеть, использованием специальных технических средств понимается неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, составляющей государственные секреты. Способы незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть могут быть весьма разнообразными, например, нарушение средств или системы защиты информации, кража носителя информации с применением специальных, технических средств для копирования информации и тому подобное.
Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, содержащиеся в информационных системах или сетях независимо от формы их предоставления.
Под специальными техническими средствами понимаются приборы, иная аппаратура, фиксирующая, снимающая и расшифровывающая информацию.
Под иными незаконными способами понимаются любые действия, направленные на получение сведений (документов), составляющих государственные секреты.
По ч. 2 ст. 172 объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил режима секретности, разглашении сведений, составляющих государственную тайну, и обязательном восприятии указанных сведений посторонними лицами, не имеющими права на ознакомление с ними.
Согласно Закону РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г., государственную тайну составляют сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан.
Под разглашением государственных секретов понимается «сообщение, передача, предоставление, пересылка, публикация или доведение государственных секретов любыми друг ими способами до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними» (п. 12 ст. 1 Закона РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г.).
Незаконное получение, разглашение государственных секретов является преступлением с формальным составом, то есть оно считается оконченным с момента оглашения государственных секретов. Исключение составляют части 3 и 4 ст. 172 УК РК. которые являются преступлениями с материальным составом. Момент окончания данных преступлений перенесен на стадию наступления общественно опасных последствий.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины. Оно может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Мотив и цель незаконного получения, разглашения государственных секретов не влияют на его квалификацию.
Субъект разглашения государственных секретов, содержащих государственную или служебную тайну, специальный. Им может быть только лицо, достигшее 16 лет, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. А в незаконном получении данных сведений субъект общий — лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Служебная тайна — это сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан.
По ч. 3 анализируемой статьи под разглашением секретных сведений, составляющих служебную тайну, следует понимать противоправное предание их огласке, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.
Огласка сведений может заключаться в их сообщении как в устной, так и в письменной форме, в показе или передаче документов и материалов, содержащих служебную тайну. Необходимым условием, влекущим уголовную ответственность, является наступление тяжких последствий.
Тяжкими последствиями по смыслу ч. 3 ст. 172 УК следует считать использование сведений, составляющих служебную тайну, вопреки национальным интересам Республики Казахстан.
Разглашение секретных сведений, относящихся к служебной тайне, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Особо квалифицирующим признаком незаконного получения сведений, составляющих государственные секреты и сведений, относящихся к государственной тайне, является причинение тяжких последствий. К ним можно отнести: проведение незапланированных мероприятий, связанных с расшифровкой и зашифровкой сведений, составляющих государственную тайну; либо секретные документы или предметы стали достоянием иностранных разведывательных организаций и тому подобное.