Таможенные тарифы

Общая характеристика. Таможенные тарифы как инструмент торговой политики капиталистических стран используются с начала XVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной капиталистической внешней торговли, воздействуя прежде всего на объем и структуру импорта.

Одной из важных функций таможенного тарифа, как и ранее, является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров. Несмотря на то, что в результате прошедших в рамках ГАТТ семи раундов торговых переговоров средний уровень таможенного обложения снизился до 4-10%, ставки пошлин на часть товарных позиций значительно превышают этот уровень.

Так, по подсчетам Секретариата ГАТТ, до снижения пошлин, согласованного в ходе “Токио-раунд”, на 16% облагаемого пошлинами импорта в указанные страны ставки составляли 15% и более, в том числе 2% ввоза подвергалось обложению пошлинами свыше 25%. Но даже относительно невысокие ставки пошлин способны затруднять импорт готовых изделий при наличии определен­ной разницы в уровне обложения товаров низкой и высокой степени обработки.

Традиционная фискальная функция таможенных тарифов – средство увеличения доходов государственного бюджета – в большинстве экономически развитых стран отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов). Однако в ряде развивающихся стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по-прежнему имеет важное значение.

Таможенные тарифы изменяются в соответствии с объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле: кроме того, на эволюцию тарифов капиталистических стран влияют внешнеэкономические интересы монополий.

Основными направлениями происходящей перестройки таможенных тарифов по мере углубления международного разделения труда, интернационализации производства, заграничных операций ТНК, являются следующие: во-первых, уменьшаются и частично отменяются ставки пошлин на промышленные изделия; во-вторых, образуются двусторонние или региональные таможенно-тарифные объединения с беспошлинным режимом торговли (всеми товарами или определенными их группами) между странами-участницами; в-третьих, прогрессирует унификация структуры таможенных тарифов и некоторых областей таможенного дела.

Кроме того, таможенные тарифы широко используются странами Запада в процессе переговоров как инструмент уторговывания на взаимной основе встречных тарифных уступок. Так, в результате переговоров в рамках ГАТТ уровень таможенного обложения развитых стран в связи с предоставлением этих уступок сократился более чем на 70%.

Многосторонние переговоры о встречных тарифных уступках продолжают оставаться важным торгово-политическим мероприятием.

В настоящее время в странах Запада наибольшее значение имеют ввозные, или импортные пошлины. Размеры таможенных пошлин устанавливаются в законодательном порядке и публикуются в таможенных тарифах.

Вследствие введения новой товарной классификации возникла необходимость в пересчете пошлин в связи с перегруппировкой тарифных позиций. Однако это не привело к существенному изменению размеров таможенного обложения, поскольку при переходе на гармонизированную систему страны не могут не учитывать существующие обязательства по ГАТТ.

Таможенные тарифы развитых стран, как правило, являются многоколонны­ми, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования (во многих случаях это ставки пошлин сверхпротекционистских тарифов 30-х-начала 40-х гг.).

Колонка договорных пошлин (называемая колонкой ГАТТ или колонкой наибольшего благоприятствования) содержит значительно более низкие ставки пошлин, закрепленные в результате семи раундов многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Тарифы могут содержать самостоятельную колонку или столбец преференциальных ставок в колонке договорных пошлин, которые действуют в отношении развивающихся государств или стран, с которыми данное государство связано соглашениями о предоставлении более благоприятного таможенного режима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: