Установление государственной монополии на импорт

Государственная монополия внешней торговли представляет собой полный контроль государства за осуществлением внешнеэкономической деятельности. Монополия обычно решает проблему приведения в равно­весие платежного баланса за счет контролирования импорта по сравнению с экспортом.

Среди нетарифных барьеров на пути развития внешней торговли в настоящее время сохраняется такая форма государственной монополии, как предоставление исключительных прав государственной или иной компании (действующей, как правило, под контролем государства) на осуществление внешнеторговых операций с конкретным товаром.

Не являясь формально торговым барьером, такая практика организации торговли фактически ведет к ограничению конкуренции в стране импорта и часто сдерживает поставки иностранных товаров, несмотря на существующий спрос на них.

Государственное регулирование внешней торговли охватывает импортные операции. Что касается экспорта, то он обычно ограничен или теми товарами, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле (рис в Мьянме, джут в Пакистане), или военными технологиями (ядерное топливо, оборудование, военные материалы и т д.).

В промышленно развитых странах установление единого государственного канала импорта ограничивается узкой номенклатурой товаров. Например, в Японии это рис, пшеница, ячмень, молочные продукты, спирт, табак, соль; в Швеции и Финляндии – алкогольные напитки. В Австрии государство монополизировало импорт табака, спирта, соли.

Государственное регулирование внешней торговли далеко не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Очень часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономи­ческих связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется в 40 развивающихся странах, в том числе в 25 развивающихся странах требуется обязательно пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

Наиболее распространенной формой установления монопольного канала для импорта является образование государственных торговых монополий. Такие организации осуществляют импортные операции в 65 развивающихся странах. Государственные торговые монополии действуют во многих товарных секторах, в том числе в торговле продовольствием, напитками, табаком, фруктами, овощами, семенами, кормами, топливом, нефтепродуктами, строительными материалами, рудами, минералами, химическими продуктами и удобрениями, медикаментами и фармацевтическими товарами, различными видами промышленного и бытового оборудования (станки, конторское, медицинское, дорожно-строительное, горное, металлургическое, телекоммуникационное, электронное, электрооборудование, аппараты и приборы, с/х машины и т.д.), средствами транспорта (автомобили, ж/д и трамвайные вагоны, велосипеды, суда), а также в торговле непродовольственными потребительскими товарами (ткани, обувь, ковры, мебель и др.).

Государственные торговые монополии имеют наибольшее распространение в Азии и Африке. По их числу лидируют Ирак (более 40 монополий) и Алжир (около 40). В Ливии 30 государственным торговым организациям предоставлены исключительные права на ведение импортных операций. В Бирме, за небольшим исключением, все импортные операции осуществляются 14 государственными торговыми монополиями. В таких крупных странах, как Индия, Иран, Сирия, Турция, Индонезия, Танзания насчитывается примерно по 10-15 государственных торговых организаций, которые наделены монопольными правами по импорту товаров своей номенклатуры. Подобная ситуация складывается в Мьянме, Нигерии и т.д.

На примере нескольких стран можно показать отрасли, в которых государст­венные торговые монополии играют важную роль. Так, в Алжире в сфере торговли продовольствием, напитками и табаком действовали 9 монополий, строительными материалами и минералами – 5, химическими продуктами и удобрениями – 4, энергоносителями – 2, промышленным оборудованием – 3, автомобилями – 2, сельскохозяйственными машинами – 1, электрооборудовани­ем и приборами – 1. В Иране 2 государственные организации занимались импортом продовольствия, еще 2 – химических продуктов, 1 – металлов, 1 – текстиля, 1 – леса и бумаги, 2 – электрических приборов и электронных компонентов, 1 – станков и инструментов, 1 – промышленного оборудования и т.д. В Индии 3 государственные торговые монополии импортировали текстильное сырье (хлопок, шелк, джут, другие твердые волокна), 1 – зерно, 1 – фрукты, 1 – нефтепродукты, 2 – химические продукты, 2 – черные и цветные металлы в различных формах. В Сирии импортом продовольствия и напитков занимались 5 государственных торговых организаций, текстильных товаров – 2, строительных материалов – 2, нефтепродуктов – 1, химических продуктов – 2, автомобилей и других транспортных средств – 1 и т.д.

Обязательное использование национальных средств транспорта для импортных перевозок применяется и в ряде стран Африки (Заир, Сенегал, Камерун, Габон). Например, в Камеруне национальной судоходной компании предоставлены исключительные права на перевозку грузов государственного сектора, а частные импортеры обязаны предоставлять приоритет национальным морским линиям. В Сенегале 40% импортных грузов должны транспортироваться национальными судами и т.д.

Указанные ограничительные требования в отношении перевозок внешне­торговых грузов влекут за собой дополнительные расходы для экспортера, если фрахтовые ставки на мировом рынке ниже, чем в стране импорта (когда расходы по фрахту несет экспортер).

История развития государственной монополии свидетельствует о том, что она, как и любая монополия, представляет собой крайне нерациональный способ регулирования экономики; при ней расцветают коррупция в сочетании с крайней неэффективностью системы регулирования.

В 80-е гг. в развивающихся странах большое значение имел вопрос о дерегулировании национальной экономики. В результате его решения уменьшилась сфера государственного регулирования внешнеэкономических связей, они переданы в руки частных компаний. Государство отказалось от монопольного права на импорт и экспорт отдельных товаров; уменьшилась сфера лицензирования и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: