Учение Платона о государстве, торговле, деньгах и рабстве

Платон признан знаковой фигурой не только в эконо­мике, но и в философии, социологии и других науках. Главными трудами, соединившими представления о го­сударстве и экономике, являются «Политика» («Государство») и «Законы».

Центральное место у Платона занимают вопросы форми­рования идеального государства. Идеальное общество по­нимается как взаимосвязанное, уравновешенное, устойчиво развивающееся. Государство он понимал более широко, чем оно понимается сегодня.

Государство — это совокупность людей, находящихся в строгом и упорядоченном взаимодействии. Оно полно­стью регламентирует поведение и действия людей, никто не может вести себя так, как ему хочется, — только в со­ответствии с предписаниями.

Люди организуются в государство, так как оно позволяет повысить уровень их жизни, эффективно направлять разви­тие. Платон выделял три класса:

1) философы;

2) военные;

3) земледельцы ремесленники.

Философы — это наиболее образованные и умные люди в государстве. В их задачи входит управлять государством, принимать решения, которые обязательны для исполнения всеми людьми. Отличительной особенностью философов яв­ляется высокий этический и духовный уровень. Платон счи­тал, что люди от рождения наделяются способностями к философии (управлению), которые далее развиваются.

Во­енные — это люди, от природы одаренные большой силой,проворностью. В их задачи входят охрана государства и под­держание общественного порядка. Они не должны владеть имуществом и деньгами, так как из-за этого становятся злы­ми, ленивыми, плохо выполняют свои обязанности. Их пред­назначение заключается в том, чтобы выполнять решения философов. Земледельцы и ремесленники— это люди, ко­торые должны производить все необходимое для жизни философов и военных. Им разрешается иметь собственность, торговать. Они подчинены философам и военным. Рабы не относятся ни к одному из классов, это вещь.

Идеальное государство состоит во взаимодействии этих трех классов, которые должны быть четко разделены. Фило­софы управляют, военные охраняют и поддерживают поря­док, земледельцы и ремесленники обеспечивают всем необ­ходимым военных и философов.

В этом государстве все общее: жены, золото, еда и т.д. Поэтому у граждан нет споров, они не завидуют друг другу. Каждый человек берет все, что ему нужно. Основой такого порядка должно стать отсутствие слишком богатых и слиш­ком бедных. Все должны быть уравнены в своем имуществен­ном положении.

Платон признавал, что современные люди (для него — гре­ки) не могут принять разработанной формы государства. Они несовершенны для этого, нужно стремиться к этому идеалу.

В идеальном государстве, когда все хорошо, происходит увеличение численности людей. Когда количество становит­ся критическим, это приводит к истощению ресурсов. Чтобы развиваться дальше, часть людей должна уйти и основать новое государство, захватив ресурсы соседних стран. Если этого не происходит, численность людей снижается автоматически в результате болезней, голода.

Вклад Платона в формирование современного видения государства огромен. Он предугадал направления развития такой организации людей, как государство. Многие черты идеального государства мы можем наблюдать в его современ­ных формах. Идея общего равенства активно использована в коммунизме. Поэтому Платон - один из наиболее цитируе­мых авторов советского времени.

Торговля для Платона — явление, оцениваемое дво­яко: с одной стороны, она вредна, а с другой — без нее невозможно существование государства. Классы, вы­деленные в идеальном государстве, должны быть в различ­ной степени задействованы в торговле. Философы — те, кто управляют, — не должны вообще заниматься торговлей. Это развращает умы и отдаляет от решения значимых для об­щества проблем. Военные — те, кто охраняют государст­во, — также не должны участвовать в торговле, так как это отвлекает от защиты государства и делает их злобными и за­вистливыми. Единственным классом, для которого торговля важна и стимулирует к выполнению своих обязанностей, яв­ляются земледельцы и ремесленники. Без нее они не могут выполнять свои обязанности. Платон исходил из того, что торговля внутри государства— это вредное явление. При этом необходимо, чтобы развивалась внешняя торговля — только она приносит благо государству. Им сделано предпо­ложение о том, что в процессе торговли цена имеет двоякую сущность: мера отражения реальной стоимости блага и то, как оно оценивается людьми.

Деньги также вредны для философов и военных в идеаль­ном государстве. Они приводят к тому, что эти классы начи­нают копить деньги, а поэтому не выполняют того, что им предназначено. Деньги должны быть устранены из этих клас­сов. Только для класса земледельцев и ремесленников они необходимы, чтобы те работали и производили товары: для них деньги— это стимул. Платон выделял две сущности де­нег: мера стоимости (оценивают товар) и средство накопле­ния богатства.

Рабство — естественное явление, которое «назначено богами». Рабы не выделяются ни в какой из классов, это вещь. Они не имеют права слова. Рабы от рождения не способны к тому, чтобы мыслить самостоятельно. Для этого необходим хо­зяин, который будет управлять ими и указывать, что делать. Главная задача рабов - обеспечивать все потребности сво­бодных людей. Основу экономической системы составляют рабы, трудящиеся в натуральных хозяйствах. Платон приво­дит свод практических рекомендаций по тому, как правильно управлять рабами, осуществлять их селекцию и размножение.

Торговля, деньги, рабство— это основы функциониро­вания государства, хотя первые два компонента должны быть ограничены. Для всех них характерна двоякая сущность — они могут приносить как вред, так и пользу государству и че­ловеку. Главное заключается в том, чтобы найти равновесие.

Идеи относительно торговли и денег достаточно ориги­нальны и интересны для современного осмысления. При этом такой подход к рабству — дикость для современного человека.

6, УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭКОНОМИКЕ/РАБСТВЕ, ТОРГОВЛЕ И ПРОЦЕНТАХ

Аристотель в трудах «Этика» и «Политика» опреде­ляет основы экономики. Это один из самых известных мыслителей Древней Греции. В учении Аристотеля об экономике впервые были ис­следованы не практические ситуации, а унифицированные, типичные. Он обобщил имеющуюся практику и на ее основе попытался вывести закономерности, применимые во всех подобных ситуациях. И именно на подобных средних (типич­ных) ситуациях, по его мнению, должна строиться наука «эко­номика». Экономика была разработана им как свод правил для ведения натуральных замкнутых хозяйств. Такие хозяйства считались оптимальными и правильными. Основой является труд рабов, а хозяйство производит все необходимое для себя самостоятельно (замкнутый цикл производства). Одной из задач экономики Аристотель считал правильную и рацио­нальную организацию труда рабов. Развитие натуральных хозяйств происходило за счет захвата новых рабов, терри­торий.

Аристотель понимал, что натуральные хозяйства не мо­гут существовать замкнуто, независимо друг от друга. Меж­ду ними должен происходить обмен, торговля. Для изучения этой формы взаимодействия между хозяйствами Аристоте­лем была предложена наука «хрематистика», что дословно означает увеличение богатства. В ее рамках изучались функ­ции денег, обмен, капитал, увеличение богатства. Хрематистику Аристотель считал тупиковым направлением экономи­ки и не включал в экономику. Обмен, деньги, капитал мешали развитию натурального хозяйства.

Аристотелем была впервые введена и обоснована теория меры стоимости, т.е. общего эквивалента, позволяющего сравнивать вещи по степени полезности. Полезность отно­сительна и зависит от субъективного мнения отдельного че­ловека. Две коровы можно обменять на шесть овец.

Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в эпо­ху Средневековья. Церковь считала его правильным и вы­ставляла в качестве догмы.

Аристотель считал, что государство создается в резуль­тате обмена между людьми. Он также ввел в оборот понятие «частная собственность» — принадлежность только одного человека, а не всех. Деньги — способ сравнить вещи между собой: какая нужнее.

Учение Аристотеля о рабстве отражало общее со­стояние Древней Греции. В этом он ни в чем не отли­чался от представителей своего времени. Рабство им воспринималось как нормальное и закономерное явление. Ра­бов он называл «говорящие орудия». Рабы — это прежде все­го варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости. Аристотель рекомендовал для достижения большего богатства всячески экономить на содер­жании рабов (на их еде). В первую очередь экономика разра­батывалась Аристотелем для того, чтобы создать свод правил по правильной организации труда рабов.

Он считал, что рабы не могут обойтись без господина, что они могут работать только тогда, когда у них есть господин. Рабы — это главный источник богатства и благополучия гос­подина.

Экономика, по замыслу Аристотеля, — это свод пра­вил о рациональном ведении натуральных хозяйств. Вопросам торговли и процентов посвящена хрематистика. В ней развиты основные представления о торговле и процентах, актуальные для того времени.

Торговля, по мнению Аристотеля, — это обмен, в процес­се которого товар с помощью общей меры стоимости обме­нивается на необходимый. Эквивалентом при этом служат деньги, с помощью которых можно оценить любую вещь, оп­ределить для нее меру стоимости. Торговля осуществляется для того, чтобы приобрести необходимое для своего дома за счет того, что имеется в излишке. Только в этом случае при­емлемо и необходимо существование денег. Аристотель рас­сматривал накопление денег как нечто противоестественное, ненужное и вредное. Использование денег ведет к упадку и разрушению экономики.

Торговля, по мнению Аристотеля, является необходимой для существования натуральных хозяйств, так как такое хозяйство не может по определению произвести все ему необ­ходимое. Ограничением здесь выступает то, что торговля до­пустима и необходима лишь для приобретения в пользование «нужных для дома вещей». Когда же она используется для обогащения, создания богатства, она вредна и ведет к разру­шению государства. Аристотель называл такое богатство не­настоящим, искусственным.

Разработка эквивалента товара и соизмерение ценности вещей являются главными заслугами Аристотеля. Он впер­вые стал трактовать деньги как общий эквивалент стоимо­сти вещей. Также его волновала проблема оценки одной вещи с помощью другой. Он признавал сложность этого про­цесса и использовал для оценки этику. Например, две коровы равны шести овцам. Достоинство владельца овец в два разабольше достоинства владельца коров. Поэтому три овцы рав­ны двум коровам.

При определении стоимости товара (эквивалента обме­на) Аристотелем активно использовалось определение издер­жек на его производство, т.е. чего и сколько необходимо для того, например, чтобы построить один дом. Для определения стоимости вещи (товара) он активно привлекал, в частности, трудозатраты — сколько нужно времени работы раба для того, чтобы сделать определенную вещь.

Учение Аристотеля о процентах категорично: «Это ненастоящие деньги». Процент в его понимании — это самая противоестественная форма дохода. Деньги не­обходимы только для осуществления обмена, чтобы прирав­нять одну вещь к другой. Когда же деньги создают деньги, возникают «ненастоящие деньги».

По мнению Аристотеля, процент — это способ создания собственного богатства за счет должника. Логика суждений Аристотеля основывалась на том, что тот, кто дает деньги, не делает ничего для того, чтобы создать свое богатство, а назна­чая процент, он создает свое богатство за счет должника. В этом им виделись корысть и алчность ростовщика, который ничего не делая, с помощью должника создает свое богатство. Процент и этика, по замыслу Аристотеля, несовместимы. Про­цент не должен использоваться, так как с его помощью коры­стно и неправильно создаются «искусственные деньги».

Аристотель внес большой вклад в развитие экономики: впервые поставил проблемы процента, торговли, накопления и создания богатств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: