С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на вопросы о мирсоздании заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логикопонятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.
Концепция Платона.
Платона (427—347 гг. до н. э), ученика Сократа.
Настоящее имя Платона - Аристокл, Платон - прозвище («платюс» - широкий, широкоплечий).
Центральной идеей у Платона выступает «государственное благо», в котором структуры души человека и государственного устройства полностью совпадают.
Государство (общество) - это человек больших размеров, и, наоборот, человек - государство малых размеров.
Однако природа человека слаба, поэтому людям нужны законы, правильно организованная государственная жизнь, иначе они превратятся в диких животных.
Таким образом, в концепции единства человека и государства Платон отдает приоритет последнему.
Государство - это единственная нравственно организованная форма земного бытия, которая необходима человеку для приобщения к благу. Поэтому главная забота заключается в том, чтобы оно хорошо управлялось.
Платон высказал мысль о возникновении государства на основе многообразия человеческих потребностей и общественного разделения труда. Люди от природы предназначены к соответствующим трудовым операциям: земледелию, строительству, ткачеству и т. п. При этом большинству (толпе) не присущи способности к управлению, умственному и воинскому труду.
В силу этого Платон осуждает демократию, основанную на принципе главенства большинства над меньшинством. То, что почитается как свобода, на деле открывает путь к распущенности и вырождению в различные формы тирании.
Существующие виды государственного устройства (демократия, олигархия, тимократия, тирания) построены на социальном неравенстве, которое не соответствует неравенству природному. Поэтому они являются извращением того, что должно быть— «идеального государства» («прекрасного города»).
Государство предназначено для выполнения трех функций:
а) управления (законодательства);
б) защиты граждан от внешних врагов;
в) заботы, о единичном.
Соответственно, структура государства идентична структуре души, что обусловливает наличие трех сословий:
1) разумной части соответствует сословие правителей — мудрецов-философов (мозга государства);
2) яростной части — сословие стражей — воинов;
3) низменной части — сословие земледельцев и ремесленников.
В идеальном государстве Платона не предусмотрено рабство.
При этом институт рабства он рассматривает как естественное состояние общества. Рабы (не граждане) это одушевленные инструменты или разновидность домашних животных, обеспечивающих физический труд. Рабство связано с войной и поддерживает его. Но последней нет места при идеальной организации государственного устройства. Следовательно, в «прекрасном городе» нет места и рабству.
В образцовом государстве все занимаются своим делом и служат ему как некоей целостности. В этом заключается торжество справедливости: каждый имеет свое и исполняет тоже свое. Данный государственный порядок основан на началах разума и пригоден только для эллинского мира и не годится для мира варварского.
Для убеждения граждан в правильности подобной справедливости, Платон допускает «социальную ложь», поскольку она служит благу проектируемого государства. Однако наличествующее при этом социальное неравенство он рассматривает не строго наследственно: природные зачатки у детей являются основанием перевода их из одного сословия в другое, чем обеспечивается вертикальная мобильность.
Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности.На примере третьего сословия (земледельцев и ремесленников) он показывает, что там, где она царит, люди восстанавливаются друг против друга, нарушается единство большинства и разрушается целостность государства. Поэтому для первого и второго сословии упраздняется и частная, и личная собственность: они ничем не владеют, кроме своего тела.
Платон является предшественником идей социализма в его «казарменной» форме. В частности, представители сословия стражей живут сообща, получая раз в год продовольствие от граждан, которых они охраняют. При этом, если воины лишены счастья, то кто же в обществе будет счастлив? Но их счастье заключается в том, чтобы государство было счастливо в целом. Ради государственного блага у стражей упраздняется семья. Однако при общности жен и детей воспитание последних, отношение полов строго подчинены государственной пользе и получению наилучшего потомства.
Любые нарушения государственных установлений, подрывающие всеобщее благо, подвергаются физическим и духовным насильственным воздействиям: принуждению, изгнанию, уничтожению и т. п.
Поэтому выступление Платона против концентрации имущества в частных руках, денежной системы, посреднической торговли и конкуренции во многом совпало с тенденциями реальной системы социализма XX века, рухнувшей в соревновании с альтернативной системой капитализма.
Платоновская мифологема социального порядка основана на понимании свободы как необходимости (принудительности) без права выбора (фактической несвободы), то есть на репрессивном навязывании людям общественно-политического стандарта. Как пример можно привести ситуацию с Одисем (Гомер), который проплывая мимо острова со «сладкоголосыми Сиренами», решился (выбор) послушать их и сохранить при этом жизнь (ответственность). Он приказал (принудительность) матросам залить уши воском, а себя привязать к мачте. Благодаря этому (фактическая несвобода) задуманное Одиссеем мероприятие завершилось благополучно, и он продолжил свое путешествие.
Сам Платон является примером реформатора-неудачника, безуспешно пытавшегося побудить правителей Сиракуз (отца и сына Дионисиев) реализовать проект «идеального государства» как образец совершенного государственного устройства. Попытки заканчивались драматично: правители продавали Платона в рабство, из которого его выкупали и возвращали ему свободу. Утешением при этом служит то, что страдал лишь он, а не народ (государство), выбранный полигоном для платоновского утопического проекта.