В экономическую теорию

ВКЛАД ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЖ. М. КЕЙНСА

ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КЕЙНСИАНСТВЕ.

Работы Дж. М. Кейнса послужили отправной точкой для дальнейшего развития экономической теории и возникновения кейнсианской экономической школы. В рамках нее получили развитие многие теории, а в дальней­шем было осуществлено их практическое применение. Тра­диционно выделяют два направления развития современно­го кейнсианства:

1) французское;

2) американское.

Они отличаются определенной спецификой, зависящей от реальных социально-экономических условий этих стран.

Французское направление кейнсианской школы связано прежде всего с работами Ф. Перру. Он счел не­эффективным использование ссудного процента для регулирования экономики. Будущее развитие экономики он связывал с корпорациями с большой долей государственного участия. Именно они должны стать центром управления эко­номической системой и государственного регулирования. Цен­тральным положением данного направления является необ­ходимость повсеместного государственного регулирования экономики. Без него невозможно нормальное развитие обще­ства. Для этого предлагалось использование индикативного метода управления экономикой. Представители французско­го направления кейнсианства выделяли государственный и не­государственный секторы экономики. Только для первого дол­жен применяться индикативный метод, его повсеместное применение отвергалось как вредное.

Американское направление кейнсианской школы свя­зано с исследованиями таких ученых, как Дж. М. Кларк, С. Харрис, А. Хансен. Общей методологической уста­новкой этого направления является широкое применение ме­тодов государственного регулирования экономики. Для этого его представители считали целесообразным использовать на­логи. Изъятые из экономики финансовые средства должны ис­кусственно перераспределяться сообразно государственным интересам. Снижая налоговую ставку, можно достичь разви­тия отдельно взятой отрасли экономки. А. Хансеном на осно­вании теории мультипликатора был выведен закон акселера­тора, заключающийся в том, что в определенных ситуациях рост доходов приводит к росту инвестиций.

Усилия кейнсианской школы также были направлены на исследование экономического роста. Это направ­ление разработок прежде всего связано с деятельно­стью Е. Домара, Р. Харрода. Ими была определена сущность экономического роста — постоянное развитие экономики, а его целью является полное использование всех производ­ственных и трудовых ресурсов. Главной задачей они счита­ли разработку такого инструментария, который позволит осу­ществить постоянный экономический рост. Для этого ими активно применялись метод моделирования, математическо­го моделирования, теория «мультипликатор-акселератор». Была выделена логическая зависимость между накоплением и потреблением. Увеличение инвестиций ведет к росту дохо­дов и потребления, а снижение, наоборот, к уменьшению. Ос­новным способом достижения экономического роста Домар и Харрод считали увеличение инвестиций, которые неизбежно приводят к увеличению расходов на потребление и снижению уровня безработицы. Они полагали, что экономический рост может быть достигнут только при активном вмешательстве го­сударства в экономику.

В целом кейнсианская школа внесла большой вклад в со­временную экономическую теорию. В чистом виде примене­ние ее теорий неизбежно приводит к таким негативным эффектам, как инфляция и увеличение безработицы. Но при ограничении предлагаемых методов государственного регу­лирования экономики эти теории могут быть успешно исполь­зованы в практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: