Структура химико-технологической системы и контекст модели

Для задачи бизнес-моделирования технологического объекта в рассматриваемую структуру организации целесообразно включать подразделения, участвующие в реализации моделируемых бизнес-процессов, а также основные информационные, ресурсные и управляющие связи между ними. Внутренние связи между отделами одной группы процессов не рассматриваются, так как определяются в ходе декомпозиции бизнес-процесса.

Процедура моделирования бизнес-процесса начинается с определения контекста, представляющего собой абстрактный уровень описания системы организации в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель. Под субъектом понимается сама система. При этом определяется множество элементов системы, учитываемых в модели, внешнее воздействие, цель моделирования и владелец процесса. Все эти характеристики составляют область модели. При формировании области моделирования учитываются компоненты, называемые широтой и глубиной модели. Широта определяет границы модели («нельзя объять необъятное»), глубина – предельное количество уровней детализации («трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии от глубины декомпозиции»).

Цель процесса управления организацией – формирование основных управляющих решений организации на всех уровнях (оперативное, тактическое и стратегическое).

Участники процесса являются владельцами бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС». Основные задачи подразделений управления организаций включают:

–передачу производственным процессам заданий на выпуск продукции и обеспечение их постоянными ресурсами для функционирования (планы обслуживания, модернизации и реинжиниринга и т.д.), причем под постоянством ресурсов понимается то, что в ходе промышленного производства эти параметры не влияют на оптимизацию или рационализацию ХТП, а в модели задаются как переменные, имеющие фиксированное значение;

–направление производственной программы подразделениям процесса обеспечения производства для планирования и организации снабжения ресурсами основных производственных процессов;

– формирование заданий тактического и стратегического управления предприятием для подразделений обеспечения управления;

–координация работы подразделений организации, которая выполняется из единого центра управления.

Управляющее решение формируется на основе информации, получаемой от всех подразделений организации, от источников внешней среды и от заказчиков продукции. По этим же информационным каналам обеспечивается обратная связь подразделений управления организацией с подсистемами ХТС.

Цель производственных процессов – выпуск и сбыт продукции с максимальной прибылью при соблюдении требований к качеству продукции, выполнения технологических регламентов и эффективного использования ресурсов химико-технологических процессов.Основные задачи подразделений, входящих в подсистему производственных процессов, включают:

– организацию производственных процессов на базе ресурсов, полученных от других подсистем ХТС;

– выпуск готовой продукции;

– оперативный контроль качества продукции и передача готовой продукции заказчику;

– проведение мероприятий по модернизации элементов производственной подсистемы ХТС.

Подсистемы функционирует на основе постоянных и переменных производственных ресурсов в соответствии с управляющими решениями, получаемыми от подразделений управления организацией. Информация о ходе производственных процессов через информационную подсистему организации направляются ко всем использующим их элементам ХТС.

Цель процессов обеспечения производства – предоставление производственным процессам ресурсов, необходимым для успешного функционирования ХТС.

Основные задачи подразделений, входящих в подсистему обеспечения производства включают:

– организацию ресурсного обеспечения производственных процессов;

– формирование запасов ресурсов;

– проведение ресурсосберегающих мероприятий для всех подсистем ХТС;

– организацию мероприятий по модернизации и реинжинирингу элементов самой подсистемы обеспечения производства.

Работа подсистемы организуется в соответствии с управляющими решениями, получаемыми от подразделений управления организацией. Производственные ресурсы относятся к типу переменных, так могут изменяться в ходе планирования производственных заданий, в соответствие с критериями, оценивающими затраты на производство целевой продукции.

Цель процессов обеспечения управления – разработка решений по тактическому и стратегическому управлению ХТС.

Основные задачи подразделений, входящих в подсистему обеспечения управления включают:

– анализ данных мониторинга деятельности предприятия и разработка отчетной документации по различным параметрам его деятельности (технологической, финансовой, экологической, логистической и т.д.);

– планирование и составление производственной программы;

– разработку мероприятий по модернизации и развитию производства;

– разработку плана стратегического развития предприятия и формирование инновационных программ;

– организацию мероприятий по модернизации подразделений подсистемы обеспечения управления.

Работа подсистемы организуется в соответствии с управляющими решениями, получаемыми от подразделений управления организацией. Необходимыми элементами, используемыми в работе подсистемы, являются «внешняя среда» (база для маркетинговых и стратегических исследований) и «заказчик» (для задач планирования производства и работы сметно-договорного отдела).

При решении задач организации управления в качестве входных данных используются данные, получаемые от информационных подразделений.

Цель работы информационных подразделений – получение, хранение и обработка информационных ресурсов организации и выполнение мероприятий информационного менеджмента. Информационный менеджмент совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающих все действия и операции, связанные с информацией во всех ее формах и состояниях. Для предприятий химической технологии в первую очередь рассматриваются задачи управления технологического и производственного характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсам предприятия. Для реализации работы информационных подразделений создается корпоративная информационная система, представляющая собой всю инфраструктуру предприятия, задействованную в процессе управления всеми информационно-документальными потоками и включающую информационную модель, программный комплекс для эксплуатации модели и различные виды обеспечений информационной системы.

Для того чтобы построить систему управления каждым процессом и всей сетью процессов, созданных в организации, руководитель и владельцы процес­сов должны построить четко структурированную систему поступления опера­тивной и плановой информации в форме показателей. Данные о процессе являются таким же ресурсом, как персонал, среда и инфраструктура. Показатели следует выбирать, исходя из следующих основных условий: обеспечение адекватности, полноты и объективности отражения существующей ситуации в организации; обеспечение возможности сбора и обработки данных с установленной периодичностью; использование максимально понятной формы представления информации; выбор системы показателей, включающей качественные и количественные характеристики процесса; обеспечение возможности сравнения показателей процесса с аналогичными данными, полученными ранее.

Исходя из требований обеспечения качественной системы управления на основании показателей процесса, необходимо получать ответы на два вопроса: результативен и эффективен ли процесс и вся система в целом. Результативность это степень реализации запланиро­ванной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность этосоотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами (МС ИСО 9000:2000).

В организации нерационально разделять требования на достижение результата процессов и повышение эффективности всей системы менеджмента. Так же, как и нерационально создавать несколько систем отчетности и управления. Поэтому с точки зрения целесообразности в организации лучше всего строить одну систему менеджмента, направленную на повышение эффективности процессов и всей организации в целом, что предполагает использование единой системы отчетности. Показатели, необходимые для управления процессом, можно получить из существующей в каждой организации системы управленческого учета. Для того чтобы эта система отвечала всем требованиям, которые предъявляет процессный подход к управлению, показатели процесса должны быть сгруппированы по трем основным направлениям: показатели продукта; показатели эффективности процесса; показатели удовлетворенности клиента.

Эти данные, входящие в информационное обеспечение модели бизнес-процесса, используются в качестве критериев эффективности управления процессом, описывающим все этапы жизненного цикла ХТС.

Цель моделирования обязательно должна быть единственной и подвергаться оценке. Для одного бизнес-процесса может быть сформулировано несколько целей, из которых и выбирается одна требуемая цель или назначение. Исходя из выбранной цели бизнес-процесса, структуры организации и владельца процесса, определяются характеристики, включаемые в модель в виде входных и выходных переменных, управляющих воздействий и постоянных параметров, характеризующих участников бизнес-процесса. Назначение процесса определяется тем результатом, который планируется получить на выходе, поэтому рассмотрение процесса следует начинать с определения его выходов.

Результат бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» представляет собой информационный объект (табл.1), включающий в свой состав показатели целевого продукта (характеристики продукта, задаваемые заказчиком параметры технологического процесса, характеристики сырья, стоимость готовой продукции), и показатели процесса (технологические режимы и ограничения для оборудования и ХТС в целом, оценка использования материальных, энергетических, финансовых, кадровых ресурсов, регламентированные параметры процесса, оперативные, тактические и стратегические управляющие решения).

Оценка практически любой выходной переменной процесса может использоваться в качестве показателя эффективности (критерия) бизнес-процесса. Другие факторы в этом случае представляются как переменные, на которые накладываются ограничения, обеспечивающие технологическую реализуемость процесса. Оценка достижения цели чаще всего экономическая, но возможен и технологический критерий, определяющий, например, максимальную рейтинговую оценку решения или максимальный объем выпуска готовой продукции.

Таблица 1 – Структура выходного объекта бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС»

Назначение ХТС и исходная информация модели: ü общая характеристика ХТС; ü данные заказа.
Организационно-технологические характеристики ХТС: ü местоположение объекта; ü экологические ограничения; ü социально-экономические условия ü
Технологический регламент: ü структура ХТС; ü сырье и ресурсы; ü технология; ü целевые продукты; ü организация производства; ü параметры контроля и управления; ü оборудование: компоновка и условия эксплуатации ü
Производственная программа (ресурсы и задания): ü обеспечение сырьем; ü технологические режимы; ü продукт (задание); ü организация (обеспечение); ü смета; ü
Производство: ü мониторинг и контроль сырья, технологии, продукции, финансов; ü соблюдение графика выполнения работ; ü выпуск целевых продуктов (результат); ü
Реализация (сбыт): ü продукты (объем и качество); ü организация (обеспечение) и контроль; ü смета; ü
Рекомендации по изменению процесса: ü модернизация; ü реинжиниринг; ü реорганизация; ü маркетинг; ü

Один и тот же бизнес-процесс может оцениваться по разным критериям эффективности, как правило, с точки зрения разных целей, определяемых его владельцем. Так для модели процесса «жизненный цикл ХТС» возможны следующие варианты:

– на этапе проектирования ХТС в качестве критерия может быть выбрана минимизация издержек на ведение технологического процесса при изменяемых параметрах процесса, используемых как оптимизирующие переменные, и при заданных характеристиках сырья и продуктов;

– на этапе эксплуатации ХТС критерий чаще выбирается из количественных или качественных показателей целевого продукта (объем производства, соответствие требованиям ТУ или ГОСТ), постоянными являются технологические параметры, а оптимизирующими переменными – производственные ресурсы.

– при решении задач стратегического планирования ХТС при заданных требованиях к сырью и продукции оптимизируются технологические или экономические показатели процесса, а оптимизирующими переменными являются изменения в технологии или ресурсном обеспечении ХТС.

В управлении ХТС участвует несколько лиц, принимающих решение (ЛПР), а модель бизнес-процесса должна составляться с точки зрения одного человека – владельца процесса. В этом случае возможно использование информационного массива моделей, в которых на основепостоянной структуры ХТС и набора информационных объектов её организационно-технологической модели строится несколько подобных контекстных диаграмм. Например, для цели «разработать эффективный план выполнения проекта» на базе одной и той же ХТС технолог отслеживает технологические и конструкционные решения, руководитель финансового подразделения оценивает расходование средств, руководитель службы информационной безопасности определяет принципы защиты информации при выполнении работ и т.д.

При формировании цели бизнес-процесса необходимо учитывать, что в общем случае в ходе анализа организационно-технологической модели определяется наиболее эффективная стратегия работы организации при выполнении ее основной деятельности. Поэтому исходная функциональная модель, формируемая для анализа, должна описывать реальный характер работы (AS-IS), который в дальнейшем модифицируется с участием различных специалистов. В результате проведенного анализа появляется новая стратегия принятия решений (TO-BE).

Целью построения функциональных моделей обычно является: выявление наиболее слабых и уязвимых мест в деятельности организации («узких мест»); анализ преимуществ новых бизнес-процессов; оценка степени изменения существующей организации бизнеса. Так, анализ недостатков и «узких мест» начинают с модели AS-IS, т.е. модели существующей ХТС. Модель строится на основе изучения документации (инструкций, приказов, отчетов, регламентов), мониторинга текущей деятельности, оценки работы с точки зрения специалистов и т.д. Получаемая модель служит для выявления неуправляемых работ; работ не обеспеченных ресурсами; неэффективных и ненужных работ; случаев дублирования деятельности подразделений и т.д. Анализ и исправление этих недостатков, перенаправление материальных и информационных потоков приводит к модели TO-BE. Возможно получение нескольких моделей TO-BE, из которых выбирается лучшая.

Входы процесса это специфицируемые параметры, которые преобразуются в выходы. Входы процесса разделяют на входы и ресурсы. В общем случае условную грань между входами и ресурсами можно провести следующим образом: входы это параметры, передаваемые от других процессов и под­вергающиеся преобразованию в выходы; ресурсы это варьируемые параметры, имеющиеся в распоряжении владельца процесса: персонал, оборудование, технологии и т.д. Планирование ресурсов осуществляется на срок, гораздо больший, чем планирование входов. Кроме того, ресурсы могут планироваться на несколько циклов работы процесса.

Главная особенность входных переменных бизнес-процессов заключается в возможности изменения их значений в ходе анализа модели. В начале работы входные переменные получают некоторое фиксированное значение. Далее, если в ходе контроля качества ХТС возникает необходимость управляющего воздействия, возможно два пути: илиизменение значений входных параметров (чаще ресурсов), или использование алгоритма управления ХТС. Для случая входных переменных из множества параметров ресурсного обеспечения выбирается новое значение и происходит повторный анализ модели. Так для задачи проектирования ХТС у ЛПР может быть несколько альтернативных вариантов схемы. И если выбранная схема оказывается неэффективной, из базы данных «технологическая схема» выбирается новый вариант и выполняется повторный расчет модели.

Управляющие воздействия – переменные, изменение которых происходит с использованием алгоритмов управления ХТС. В ходе анализа бизнес-модели на первом этапе параметры или имеют фиксированное значение, или рассчитываются с использованием алгоритма управления. В случае возникновения обратной связи процесса по управлению, в алгоритм поступают его исходные данные, по которым происходит перерасчет управляющих параметров.

К управляющим воздействиям относятся также процедуры проверки ограничений для характеристик бизнес-процесса, по значению которых выполняется контроль качества для ХТС. В этом случае в информационное обеспечение управляющих воздействий включаются нормативные, контрольные и регламентированные показатели процесса, входящие в состав прикладных баз данных.

Важным элементом управляющих воздействий ХТС являются логико-математические процедуры генерации управляющих решений – экспертные системы, построенные на базе моделей представления знаний, основанных на метаданных предметной области данных о принципах построения информационных и семантических связей в предметной области. Метаданные – это ответы на вопросы: что (описание объектов); кто (описание пользователей); где (описание места хранения); как (описание действий); когда (описание времени выполнения операций); почему (описание причин действий). При разработке баз данных и работающих с ними экспертных систем, как правило, используется ограниченный объем метаданных (вопросы: что и как).

Механизм процесса – это множество ресурсов бизнес-процесса, учитываемых в составляемой организационно-технологической модели, но не меняющих значения своих характеристик. Например, к таким ресурсам относятся кадровые ресурсы предприятия в условиях установившегося режима эксплуатации ХТС, или технологическая схема химического производства, в случае, когда целью анализа бизнес-модели является оптимизация выпуска готовой продукции без изменения технологии.

Необходимо отметить, что при изменении целевых переменных бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» переменные механизма процесса могу становить входными данными модели, и наоборот.

В состав механизмов процесса включается также постоянное информационное и программное обеспечение организационно-технологической модели (базы данных и информационные хранилища, программные комплексы, архивы данных). К таким ресурсам могут быть отнесены, например, штатное расписание подразделений организации, шаблоны информационных ресурсов единой системы конструкторской документации, или данные о программных продуктах, используемых в отдельных функциях бизнес-процесса.

Регламент представляет собой подробное описание бизнес-процесса. Он составляется на этапе создания модели бизнес-процесса и позволяет разделить бизнес-процесс на работы, а также дать возможность детализировать его этапы, что является основой для выбора функций, входящих в организационно-экономическую модель. При описании некоторых функций бизнес-процесса могут использоваться существующие нормативные документы. Так регламент функции «технологический процесс» соответствует технологическому регламенту действующего промышленного производства, оформляемому на этапе его проектирования и строительства.

В ходе анализа модели бизнес-процесса возможно редактирование регламента для повышения качества организационно-технологических процессов организации. Эффективно использование библиотеки регламентов, описывающих последовательность и характер работ в подразделениях и правила взаимодействия отделов.

Для бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» все окончательные и промежуточные результаты определяются как назначением и этапами процесса, так и
задачами подразделений, участвующих в бизнес-процессе. Работа каждого подразделения регламентируется в соответствие с такими документами, как технологические регламенты, положение об отделе, положение о лаборатории, должностные инструкции, положение о выполнении договорных работ, общероссийские нормы и технические регламенты проведения работ и т.д.

Для ХТС целесообразно применять методику использования библиотеки бизнес-процессов, построенных на основе библиотеки регламентов. В этом случае модель составляется на основе процессного подхода к управлению организацией при описании ХТС в целом и функционального подхода к описанию производственных процессов. Таким образом, за основу организационно-экономической модели ХТС берется функция «производство», вокруг которой группируются все обеспечивающие функции бизнес-процесса, и «абстрактная» организационно-экономическая модель превращается в более конкретную организационно-технологическую.

Для составленного регламента, выбранных характеристик, сформулированных целей и определенного владельца бизнес-процесса технологического объекта можно приступить к созданию его организационно-технологической модели.

3.2 Структурное моделирование процесса «жизненный цикл ХТС»

Основной методикой при построении структурной модели ХТС является процедура формирования модели бизнес-процесса в нотации диаграммы IDEF0 (рис.2), которая состоит из следующих основных этапов:

1. Формирование контекстной диаграммы бизнес-процесса, на которой указываются все внешние воздействия на бизнес-процесс, а также его исходные данные, цели и результаты.

2. Контекстная диаграмма декомпозируется в функциональную диаграмму, в которую помещаются функции, описывающие процесс. Объекты на диаграмме располагаются в порядке доминирования (слева и сверху – вниз и направо).

3. Для каждой функции определяются входы, выходы, ресурсы и управляющие воздействия. В случае наличия одинакового атрибута, входящего в несколько функций, происходит ветвление, что методически важно, так как наличие двух отдельных входов соответствует условию их независимости.

4. В модель процесса включают обратные связи или по ресурсам, или по управлению. Связь по ресурсам на диаграмме располагаются под функциями, выходит с правой стороны прямоугольника и входит с левой стороны некоторой предшествующей функции. В этом случае обратная связь соответствует процедуре корректировки исходных данных по результатам наблюдений. Обратная связь по управлению располагается над функциями, и, начинаясь в правой части функции, входит в прямоугольник сверху. Такая обратная связь соответствует управляющему воздействию по результатам проверки выходной информации (например, приказу руководителя проекта).

5. В IDEF0 используется «миграция» и «туннелирование» стрелок. Так, при декомпозиции функции все стрелки из верхнего уровня не обязательно входят в новые функции. Они могут «мигрировать» на более низкий уровень, что соответствует связи детального процесса (нижнего уровня) с процессом верхнего. Далее стрелки подводятся к функциям детального процесса. Однако при построении диаграммы возникают некоторые атрибуты, которых не было на верхнем уровне (на диаграмме обозначаются квадратными скобками), которые нарушают нотацию процесса. Для обеспечения целостности нотации часть этих данных становятся «туннельными» (заключаются в круглые скобки) и не отображаются на верхнем уровне, а часть данных мигрируют на верхний уровень и включаются во входные информационные потоки контекстной диаграммы.

6. Каждый объект (функция, работа) на диаграмме процесса в нотации IDEF0 получает идентификационный номер. В этом случае используется дерево функций, на котором контекстная диаграмма бизнес-процесса обозначается как А-0, диаграмма функциональной декомпозиции верхнего уровня – А0, его функции А1, А2 и А3, а детализация функции, например А2, как А21, А22, А23, А24, А25.

На первом этапе составления модели бизнес-процесса ХТС функциональность производства описывается в целом с использованием модели нотации IDEF0 в виде контекстной диаграммы. В диаграмме взаимодействие с окру­жающим миром представляется в терминах входа (данные или объекты, потребляемые или изменяемые в ходе бизнес-процесса), выхода (основной резуль­тат деятельности функции, конечный продукт), управления (страте­гии и процедуры, которыми руководствуется функция) и механизмов (необходимые постоянные ресурсы). Кроме того, при создании контекстной диа­граммы формулируются цели моделирования, область (описания то­го, что будет рассматриваться как компонент системы, а что – как внешнее воздействие) и точка зрения (позиция, с которой будет стро­иться модель). Обычно в качестве точки зрения выбирается точка зрения ЛПР, ответственного за работу моделируемой системы в целом. На рисунке 3 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС», построенная на основе структуры организации, обеспечивающей функционирование объекта химической технологии.

 
 


Входная информация включает три объекта: заявки (заказы), изменяемые обеспечивающие ресурсы, изменяемые производственные ресурсы.

Заявки содержат информацию, поступающую в ХТС извне. Это техническое задание на проектирование нового производства на этапе создания ХТС, заказы на производство продукции на этапе эксплуатации объекта, план модернизации или реинжиниринга ХТС в случае изменения технологической схемы производства.

Изменяемые ресурсы – это параметры ХТС, характеристики которых определяются внутренними возможностями объекта химической технологии. Входные параметры, включаемые в изменяемые ресурсы, представляют собой оптимизирующие переменные ХТС. Так, если в качестве критерия эффективности процесса выбирается минимальное значение энергетических затрат, такими ресурсами могут быть расходы теплоносителей, объем потребляемой электроэнергии, организация технологических потоков химико-технологических процессов.

Изменяемые обеспечивающие ресурсы объединяются в объект, содержащий данные, связанные с организацией работы ХТС. К таким данным относятся экономические показатели процесса, план организации обслуживания и ремонта производственных объектов, спецификация оборудования при модернизации производства.

Изменяемые производственные ресурсы объединяются в информационный объект, включающий параметры, обеспечивающие выпуск целевого продукта. К таким данным относятся собственные материальные ресурсы производства (катализатор, расходные материалы), энергетические ресурсы (теплоносители, электроэнергия), эксплуатационное обеспечение (средства транспорта, монтажные устройства).

Выходные объекты, отображаемые в контекстной диаграмме, представляют собой две группы параметров: показатели процесса и показатели продукта. Критерий эффективности бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» выбирается из переменных, входящих в эти объекты. В этом случае все остальные выходные переменные рассчитываются в соответствии со значением оптимизируемой переменной и контролируются в соответствии с ограничениями, накладываемыми на параметры ХТС.

Использование двух выходных объектов определяется особенностями процедуры анализа бизнес-процесса. В случае, когда оптимизируются показатели целевого продукта, характеристики процесса, определяемые технологическим регламентом, неизменны. При решении задачи повышения эффективности процесса, изменяется технологическая схема или эксплуатационные показатели, но при этом характеристики выпускаемой продукции принимают фиксированные значения. Одновременное изменение и показателей продукта и показателей процесса не допускается.

Стрелки, направленные в нижнюю часть диаграммы, представляют собой постоянные параметры ХТС, входящие в алгоритм анализа модели бизнес-процесса. В этом случае важной задачей является выбор из всего множества ресурсов только тех показателей, которые используются в модели. В ходе анализа модели бизнес-процесса в зависимости от целей анализа ХТС постоянные ресурсы могут переноситься во входные объекты организационно-технологической модели, и наоборот. Так, например, если оптимизируются показатели процесса, то характеристики продукта включаются в объекты постоянных ресурсов. Но в случае оценки качества выпускаемой продукции эти же показатели переносятся в изменяемые ресурсы, причем объект переносится в полном объеме, а его место занимает объект, включающий показатели процесса.

Разделение постоянных ресурсов на три объекта связано с содержанием ресурсов и источников их поступления в процесс.

Постоянные ресурсы обеспечения производства – это показатели, связанные с выпуском целевой продукции (технологическая схема производства, регламент химико-технологических процессов, информация о свойствах сырья, материалов и теплоносителей, спецификация оборудования и т.д.).

Постоянные ресурсы обеспечения управления – это регламентированные показатели, связанные с организацией производства (нормативные экономические характеристики, контрольные показатели организационных мероприятий, показатели внешней среды ХТС, правовые нормы и т.д.).

Информационное обеспечение объединяет все необходимые для анализа бизнес-процесса информационные ресурсы организации. В этом случае важной задачей исследователя является выбор из всех показателей информационной модели предприятия (видов и форм документов, баз данных и информационных хранилищ, шаблонов и макросов, прикладного программного обеспечения и т.д.) наиболее важных для моделирования информационных ресурсов ХТС, и их объединение в объекты. В отличие от постоянных ресурсов обеспечения ХТС, состав которых может меняться при изменении цели бизнес-процесса, данные информационного обеспечения всегда включаются в список постоянных характеристик ХТС.

При составлении контекстной диаграммы особое внимание уделяется анализу принципов управления бизнес-процессом, так как от этого зависит организация обратных связей в системе и качество управления. Моделирование процессов управления достаточно сложная задача и наиболее эффективно применение организационно-технологических моделей для часто повторяющихся задач управления, а также задач, в которых предусмотрена переработка большого объема информации. Сам процесс управления является основой алгоритмического обеспечения модели бизнес-процесса.

При выборе объектов, включаемых в контекстную диаграмму, и её функциональной декомпозиции рассматриваются принципы управления процессом в штатной ситуации (рисунок 4). В этом случае, процесс управления начинается с регулярного получения его владельцем информации о ходе процесса в форме, установленной регламентом. ЛПР организует получение и хране­ние данных для того, чтобы при необходимости можно было проверить объективность информации и оценить качество решения, принятого на основании этих данных. Далее происходит анализ данных путем сравнения полученных результатов с контрольными показателями.

В случае, если отклонение полученных результатов от плановых показателей превышает установленные для этого показателя границы, необходимо: – зафиксировать факт отклонения; – провести анализ причин отклонения; – оценить технологическую и организационно-экономическую целесообразность корректировки процесса; – запросить дополнительные ресурсы, если это необходимо для организации процесса управления; – организовать процесс устранения причины отклонения и разработать мероприятия по предупреждению отклонений; – задокументировать процесс организации и результаты управления.

На контекстной диаграмме бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС» выделено три информационных объекта, определяющих принципы формирования управляющих решений. Это алгоритмы управления, методики формирования управляющих решений и решения владельца процесса – ЛПР.

Алгоритмы управления служат для выбора управляющих воздействий на уровне оперативного и тактического управления в ограниченный период времени, как правило, без анализа возможных альтернатив.

Методики формирования управляющих решений используются для процессов стратегического и тактического управления процессами при запасе времени для выбора альтернативных управляющих решений и их оптимизации.

Решения, принимаемые владельцем процесса, чаще относятся к задачам оперативного управления, но могут быть решениями тактических задач, которые сложно формализовать с использованием логико-математических моделей.

На следующем этапе организационно-технологического моделирования контекстная диаграмма разбивается на крупные функции с помощью процесса функциональной декомпозиции. Далее функции декомпозируются на более мелкие до дос­тижения необходимой детализации описания. Каждая декомпозируемая функция соответствует отдельному фрагменту описания – диаграмме. В результате модель представляет собой совокупность иерархически выстроенных диаграмм, каждая из которых является описанием ка­кой-либо функции, действия или работы (activity).

На рисунке 5 представлена диаграмма IDEF0 верхнего уровня декомпозиции бизнес-процесса «жизненный цикл ХТС».


Диаграмма обладает рядом свойств, характерных для предметной области «моделирование бизнес-процессов объектов химической технологии»:

структурная схема диаграммы остается постоянной на всех этапах жизненного цикла ХТС с фиксированным списком информационных объектов, используемых в модели;

так как все функции в диаграмме IDEF0 верхнего уровня декомпозиции являются самостоятельными бизнес-процессами, для каждой из них составляется список действий в соответствие с назначением бизнес-процесса, подразделениями организации, выполняемыми ими задачами и этапом жизненного цикла ХТС;

список идентификаторов параметров ХТС, определяющих результаты бизнес-процессов, остаётся постоянным при изменении их значений;

каждая функция диаграммы представляет собой бизнес-процесс, для описания которого используется структурная или логико-математическая модель.

Рассмотрим далее последовательность операций и взаимосвязь функций диаграммы IDEF0 верхнего уровня бизнес процесса «жизненный цикл ХТС»

Функция «планирование производства».

Назначение функции.

Формирование плана производства целевого продукта в соответствии с требованиями заказчика или разработка технического задания на проектирование или модернизацию ХТС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: