Объект и предмет социологии

Чтобы иметь представление о том, что такое собственно социология, необходимо очертить ее пространственные и временные границы, определить, каковы критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое. Принято выделять четыре критерия социологического знания: онтологический, теоретико-познавательный, этический и институционально-организационный.

Выяснить, каковы онтологические критерии какой-либо науки, — значит определить, каков специфический объект этой науки. Каждая наука, с самого своего возникновения, так, или иначе, обозначает ту сферу реальности, которую она берется изучать. Следовательно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, биологии, экономики и др.). Когда речь идет об объекте исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек и т.д.) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматривается как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики). Следовательно, объект есть определенная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством.

Онтологические критерии социологического знания заключаются в том, что оно является знанием об обществе, социальных взаимодействиях, об их разнообразных проявлениях и воплощениях. То есть объект социологии — общество. Однако общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. Поэтому определим специфику общества как объекта социологии.

1) Общество рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, интегральное, системное качество, не сводимое к характеристике отдельных людей или их суммы. Системное качество — это особое качественное состояние, некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична и которой нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств общество как социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

2) Общество рассматривается как объективная социальная реальность. Это означает, что в основе развития общества лежат социальные законы как существующие независимо от сознания и воли людей объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг друга. Основу этих законов образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т. д.

3) Общество рассматривается как специфическая социальная реальность, занимающая особое место в системе мироздания. В этом смысле общество есть результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. В тоже время известно, что социальные законы не создаются сознательно членами общества. Постоянно сталкиваясь в жизни с социальными законами, люди либо подчиняются их действию, либо стараются их избежать, либо приспосабливают свое поведение к ним, либо протестуют против них. Это означает, что социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях. Именно поэтому они и проявляются как законы-тенденции.

Однако, для отнесения каких-либо знаний к социологическим недостаточно только онтологических признаков, поскольку одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Например, труд, образование, семья и другое являются объектами исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии. Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.

Главное значение имеют эпистемологические или теоретико-познавательные критерии определения социологического знания. Не всякое знание об обществе можно считать социологическим. Для того чтобы представления об обществе могли считаться социологическими, необходимо определить предмет социологии, поскольку каждая наука отличается от другой прежде всего своим предметом. Если объект — часть объективной реальности, то предмет — это идеализированные объекты, которые являются результатом специальной обработки реальности. Они не совпадают с реальными объектами: они «вырезаются» из общего нерасчлененного потока реальности на основе определенных критериев и фиксируют в ней наиболее существенные в данном отношении свойства. Предмет является продуктом таких мыслительных процедур, как абстрагирование, обобщение, сравнение, классификация и т. д. Следовательно, предмет социологии — результат теоретической деятельности, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Одной из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (во Франции), политической экономии (в Германии), социальной психологии (в США), криминологии (в Великобритании) — и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.

Действительно, предмет социологии не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Его движение зависит от двух решающих факторов: во-первых, прогресса самого научного знания, во-вторых, меняющихся потребностей общества, социального закона. В науковедении эти факторы стимулировали два подхода к изучению процесса научного развития — интерналистский и экстерналистский.

При первом подходе обращается внимание на то, что предметная область науки меняется либо радикально, революционно в случае смены научной парадигмы, основополагающих принципов данной науки, либо эволюционно, по мере развития категориального аппарата, методов исследования в рамках данной парадигмы. При экстерналистском подходе выделяются те аспекты становления предмета науки, которые связаны с изменениями практического интереса, организации самой науки и т. д. Оба подхода равно обоснованы и имеют тенденцию к интеграции в один, при котором когнитивные процессы развития науки (интерналистская тенденция) рассматриваются в контексте социальных процессов (экстерналистская тенденция).

Таким образом, понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений в разное время высказывали различное понимание предмета социологии. Так, основоположник социологии О. Конт считал, что предмет социологии — это законы развития общества. Выдающийся английский социолог Г. Спенсер называл предметом социологии социальный институт. Известный французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал в качестве предмета социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, предмет социологии — социальное действие, поведение.

Кроме того, на протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют два направления, истоки которых находятся в атомистической и органической традициях социального познания.

Первая восходит к взглядам Левкиппа и Демокрита и получила свое наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Общество, в соответствии с этим учением, не более чем сумма составляющих его индивидов. Ньютоновская механики породила представление о том, что если проявить заботу о частях, то целое само позаботится о себе. Отсюда установка — фиксация внимания на частных социальных процессах, поведении личности, ее внутреннем мире, мотивации и т. д.

Вторая традиция идет от Платона и Аристотеля. В ней предполагается, что общество - это прежде всего органическое целое, являющееся продуктом истории и структурированное на определенным образом взаимосвязанные и взаимозависимые части, к которым однако не сводится полностью. Индивид вследствие этого полостью зависит от общества, в котором он живет. Характерные черты данного подхода — установка на взаимозависимость, утверждение объективно присущих обществу, с необходимостью проявляющихся, устойчивых закономерностей, детерминирующих любое социальное событие.

Именно возрождение органической традиции в начале Х1Х века послужило отправной точкой для новой социальной науки — социологии, заимствовавшей из этой традиции решение вопроса социального порядка. Отсюда происходит макросоциология, фиксирующая внимание на типичных образцах поведения, дающих ключ к пониманию общества в целом и изучающая взаимоотношения между его частями.

Развитие социологии в рамках американской системы ценностей, основанной на индивидуализме, породило микроуровень. В этом случае социолог сталкивается с реальными отношениями индивидов и их поведением, имеющим свои мотивы и стимулы.

Таким образом, в социологии происходит совмещение атомизма и органицизма, что и составляет концептуальное ядро предмета социологии. Именно соединение двух направлений и образует собственно социологический подход к социальным явлениям, оно конституирует социологию в качестве самостоятельной науки и служит основанием для построения модели ее предмета.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяются в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений «макротеоретики» относят общество, культуру, социальные институты и социальные организации, социальные системы и структуры, глобальные социальные процессы и т. д. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируют внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы группового действия и т. д. Было бы ошибочно считать макросоциологический подход теоретическим, а микросоциологический — прикладным, они реализуют разные функции науки. При первом подходе социология сопрягается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором — с социальной психологией.

Как и всякая наука, социология основана на понятийном осмыслении реальности. Поэтому дальнейшее углубление понимания сущности и специфики социологии связано с выяснением особенностей ее категорий и законов. Категории социологии - это основные понятия науки, отражающие существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы социальной реальности. Законы же выражают глубинные, необходимые связи и отношения между социальными явлениями. Категории и законы социологии определяют внутреннюю логику этой науки, раскрывают и конкретизируют характеристику ее предмета и метода, служат узловыми, опорными пунктами в познании социальных явлений и процессов. Рассматривая вопрос об основных категориях социологии, необходимо отметить, что, как и в определении предмета социологии, так и здесь нет единого мнения. Одни социологи считают, что исходной категорией является понятие «общество»; другие — «социальная система»; третьи — «социальная структура», четвертые — «социальная группа»; пятые — «социальная общность» и т. д. В свете приведенной характеристики предмета социологии правильной представляется позиция, согласно которой наиболее общей и широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное». Социальное, по мнению Г. В. Осипова, — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидов или групп индивидов в конкретных условиях места и времени. Оно возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни. Именно поэтому категория «социальное» включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как «социальная система», «социальная группа», «социальное действие», «социальное поведение» и др. Каждое из них, в свою очередь, предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальное действие» сопряжена с такими более частными понятиями, как «социальный интерес», «социальная цель», «социальная норма», «социальная ценность» и т. д.

Все категории социологической науки можно подразделить на несколько групп. Первая группа связана с определением объекта социологии, а также с характеристикой связей социологии с общенаучными представлениями о мире: общество, гражданское общество, личность. Вторая группа категорий охватывает большую совокупность понятий, трактующих предмет социологии: социальные установки, социальное поведение, социальная инфраструктура. Третья группа категорий включает понятия субъектов реального сознания и поведения: социальный слой, маргинальная личность, феральные люди. Четвертая группа касается инструментов социологического познания: программа соц. исследования, гипотеза, опрос, контент-анализ. Пятая группа — это категории, дающие представления о функциях социологии: социальные технологии, прогнозирование, программирование. Шестая группа связана с понятиями, которые одновременно «служат» и социологии, и другим наукам. Например, миграция (понятие, родственное с демографией), электоральное поведение (с политологией), мотивы, эмоции (с социальной психологией), социальные ценности (с культурологией).

Если категории отражают те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта, то законы выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними. Социальный закон, по определению Г. В. Осипова, — «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т. д. К числу социальных законов относятся, например, законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, социализации личности и др.

Социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступить в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно. Указанные признаки позволяют отличить социальный закон от любого другого утверждения.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избежать, приспосабливают свое поведение к социальным законам, или протестуют против них. Следует подчеркнуть, что последствия социальных законов всегда видимы для членов общества. Вместе с тем социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона часто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и дополнений. Однако всегда следует помнить, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые определяют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей.

Социальные законы не создаются членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами. Это означает, что социальные законы регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями и группами и проявляются в деятельности людей и их объединений. В тоже время, в действительной жизни социальные законы реализуются конкретными людьми, исходящими при этом из своих потребностей, и в конкретных условиях, а потому проявляются как законы-тенденции. Следовательно, изучая социальные законы, необходимо прежде всего выявлять потребности индивидов, составляющих социальную группу, страту, социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость. Именно наличие и действия социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого общества, позволяют ученым открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Таким образом, можно дать следующее определение социологии: социология —это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: