Сущность, многообразие и механизмы социальных изменений

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Литература

1. Ахиезер А., Яковенко И. Что же такое общество? // Общ. науки и современность. 1997. №3.

2. Белов Г.А. Политическая система // Кентавр. 1995. №2.

3. Козлова О. Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социс. 1993. №11.

4. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. №5.

5. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. №5.

6. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3.

7. Немировский В. Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социс. 1994. N3.

8. Плискевич Н.М. Российское общество в новых социологических исследованиях // Общ. науки и современность. 2000. №2.

9. Ростоу В.В. Стадии экономического роста. – Нью-Йорк, 1960.

10. Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум // Соц.-гуманитарные знания. 1999. №5.

11. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Соц.-полит. журнал. 1995. №1.

12. Ярышкин В.П. Ноосферное общество и личность // Соц.-полит. журнал. 1997. №1.

Социологический анализ на уровне общей теории предполагает рассмотрение общества не только как состояния, но и как процесса более или менее качественных сдвигов в структуре и функциях общества. Проблема социального процесса включает в себя вопросы о сущности, формах, причинах, предпосылках, механизмах и направленности социальных изменений.

Социальные изменения как категория социологии представляет собой сегодня рабочий термин, применяемый для обозначения совокупности процессов функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и его структурных элементов. По существу это категория, близкая по своему содержанию к категории «социальная динамика». В существующих словарях по социологии присутствует именно «социальная динамика», очевидно в связи с научной традицией, идущей еще от О. Конта. Однако уже П. Сорокин вводит иное понятие, которое более рельефно подчеркивает специфику познания момента изменчивости общества – понятие «социальный процесс». Данное понятие как бы освобождает социологию от господства естественнонаучной терминологии и фиксирует различие двух сторон познаваемой социальной реальности – как состояния и как процесса.

Еще более «социализируется» термин, отражающий изменчивость общества, в ХХ веке, когда происходит формирование теоретической концепции общественного развития, наиболее полно развернутой в социологии социальных изменений П. Штомпки. Начиная с этого времени, категория «социальные изменения» все больше укореняется в социологической науке, оставляя за категорией социальной динамики ее исторический, в большей степени декоративный смысл.

По своему содержанию социальные изменения есть изменения, происходящие в способах организации общества. Эти изменения представляют собой ряд сдвигов в структуре и функциях общества. Понятие «социальные изменения», таким образом, есть фиксация процессуальной, изменчивой стороны социальной реальности и поэтому нуждается в прояснении сущности самого социального процесса.

В Кратком словаре по социологии социальный процесс определяется как последовательная смена состояний или движение элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта (Краткий словарь по социологии. – М., 1983, С.263).

Многообразие социальных изменений определяется множеством видов и типов социальных процессов. В литературе используются большое число типологий социальных процессов, выстраиваемых по разным основаниям: так, по форме различают процессы направленные и ненаправленные; по своим результатам – процессы, завершающиеся возникновением чего-то принципиально нового и влекущие простые модификации старого; в зависимости от степени осознанности происходящих изменений различаются явные, доступные для распознания, позволяющие предсказать ход процесса, скрытые, ускользающие от анализа и оценки, и процессы-бумеранги, приводящие к последствиям противоположным по сравнению с ожидаемыми. Выделяют также процессы, происходящие в силу внешних и под влиянием внутренних причин, вследствие импульсов сверху или снизу, в зависимости от того, являются ли они спонтанными (стихийно возникшими) или сознательно организуемыми. Качественно различаются также процессы, протекающие на макроуровне (глобализация, аномия, секуляризация), мезоуровне (в рамках социально-демографических групп, отдельных политических партий, внутри таких образований как школа, армия, бюрократия), и микроуровне (в рамках малой группы, семьи, различных объединений). Таким образом, социальный процесс – это сугубо социологическая категория, в которой получает выражение сущностная сторона социальных изменений, и которые сами по себе включают: действие факторов, вызывающих изменения, сам процесс этих изменений, а также некоторые результаты, последствия, вызываемым процессом происходящих перемен.

Социологический анализ социальных изменений предполагает рассмотрение вопроса о причинах и факторах, которые вызывают разнообразные процессы, приводящие к переменам. Эти факторы и причины могут иметь фундаментальный, закономерный и локальный, случайный характер. Особое значение имеет учет фундаментальных факторов социальных изменений как таких, которые вытекают из природы и сущности социальных явлений. Среди факторов фундаментального порядка следует отметить динамику народонаселения, изменение окружающей природной среды, общекультурный рост, повышение социально-политической активности. Все названные факторы действуют одновременно, взаимосвязанно и охватывают все сферы и уровни социальной жизни. Например, естественный прирост населения ведет к технологическим сдвигам, которые сами вызывают крупные перемены в образе жизни, в сфере культуры, в системах ценностей.

Важное значение для понимания сущности социальных изменений имеет вопрос о механизме их осуществления. Суть этого вопроса сводится к выяснению форм, в которых и реализуются социальные изменения. В качестве таких форм выступают открытия, изобретения и диффузия. В применении к социальным изменениям открытие – это выявление, прояснение и осознание какого-то нового аспекта социальной реальности. Любое открытие – это функция науки.

Другая форма реализации социальных изменений – это изобретение. Изобретение вообще можно определить как новую, неожиданную, остроумную комбинацию известных вещей, имеющихся знаний. Изобретение – это дело техники. К социальным изобретениям можно отнести, например, письменность, республиканскую форму правления, моногаммную семью.

Ни открытие, ни изобретение не могут вызвать крупных изменений в жизни общества без механизма их распространения или внедрения в практику. Способом такого распространения выступает социокультурная диффузия. Речь идет о возникновении новых культурных образцов и их проникновении в массовое сознание.

Проблема механизма социальных изменений связана с рассмотрением диалектической связи традиций и новаций, а также социокультурной коммуникации. Действительно, традиция и новация – это феномены социально-психологического характера, в которых фиксируется отношение субъектов исторического процесса к сменяющим друг друга формам социальной жизни. В этом процессе каждое явление оценивается либо как традиция, либо новация. В зависимости от конкретных условий оценивается и само содержание традиций и новаций, меняется их, так сказать, социальный статус, их актуальная ценность.

Проблема социокультурной коммуникации имеет отношение к выяснению механизма взаимовлияния и доминирования культур. Взаимовлияние культур происходит именно путем диффузии культурных образцов, что само по себе – явление положительное, поскольку обеспечивает взаимопонимание народов. Однако в условиях политического и геополитического противостояния процесс социокультурной коммуникации становится полем острой конкурентной борьбы за доминирование. В этом случае межкультурная коммуникация может приобретать однонаправленный характер, выступает как навязывание экономически сильными государствами своих культурных образцов всему остальному миру. Сегодня это выражается в процессах вестернизации, американизации мира.

Рассмотрим теперь некоторые концептуальные модели социальных изменений, по крайней мере, наиболее известные.

Все многообразие теоретических концепций социальных изменений можно объединить в две группы: революционные и эволюционные.

Революционные модели в современной науке представлены, в основном, в марксистской традиции и теории катастроф. Согласно марксизму определяющая роль в процессе социальных изменений принадлежит периодам крутых ломок, значительно ускоряющим ход событий, вовлекающих в процесс социальных действий широкие народные массы, и завершающихся политическими преобразованиями. «Социальные революции, - по Марксу, - это локомотивы истории».

Согласно эволюционистам, главное значение имеет постепенное накопление изменений и поэтому следует обращать внимание скорее на эндогенные причины изменений, нежели на экзогенные.

Эволюционистский характер имеет органический функционализм Г. Спенсера. Согласно Спенсеру, в основе социальных изменений лежат процессы дифференциации и специализации, связанные с разделением функций между частями целого социального организма. Социальная эволюция состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на каждом новом уровне организации. В процессе эволюционных изменений складывается состояние динамического равновесия, которое и выступает фактором и условием сохранения системы, ее адаптации к среде.

Функционализм Г. Спенсера получил развитие в концепции разделения труда Э. Дюркгейма. Разделение труда – главный объяснительный принцип, применяемый Дюркгеймом для описания процесса социальных изменений и процессов, будь то вопросы социальной мобильности, неравенства, социальной структуры или социальной дифференциации.

Две названные концепции социальных изменений – эволюционизм и марксистский революционаризм, есть по существу теории одного фактора, которые не учитывают в полной мере действие других факторов. Односторонность этих теорий подвергает критике и пытается преодолеть М. Вебер, который среди факторов, влияющих на социальное изменение, называет помимо экономики и приспособления к окружающей среде также политические, военные и культурные факторы. По мнению М. Вебера и эволюционисты, и марксисты ошибались в том, что пытались свести все многообразие факторов социальных изменений к какому-то одному. В действительности же (в реальной истории) роль разных факторов может меняться от эпохи к эпохе. Например, огромную роль сыграла в становлении капитализма такая форма христианской религии как протестантизм (М. Вебер. «Протестантская этика и дух капитализма»).

В современный период характер и направленность социальных изменений для большой группы стран могут быть обозначены как «модернизация».

Модернизация (осовременивание, или движение к современности, к современному обществу) – это термин, используемый по отношению к странам, оказавшимся на периферии социально-экономического и научно-технического прогресса, и вынужденных прикладывать усилия с тем, чтобы не отстать окончательно и не сойти с исторической арены. Американский социолог Н. Смелзер характеризует модернизацию как сложную совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Модернизация сопровождается большими изменениями во всех областях жизни. В области производства происходит переход от традиционных методов хозяйства к индустриальным; в духовной сфере на смену религиозному доминированию приходят наука и политика; изменяются функции семьи, других социальных институтов, возникают новые формы управления (демократические).

Теория модернизации вызвала довольно острую критику ряда социологов, указывающих на чрезвычайно абстрактный и апологетический характер ее положений и аргументов. Так авторы «теорий зависимости» А.Г. Франк, Ф.Х. Кардозо, Э. Фалетто и др. подчеркивали тот факт, что развитые страны сдерживают стремление аутсайдеров (последователей стран-«пионеров») догнать себя в экономическом отношении.

Автор «теории мировой системы» И. Уоллерстайн с целью преодоления недостатков теории модернизации на первый план выдвигает глобальные социальные перемены. Исторический процесс, согласно Уоллерстайну, идет в направлении от мировых экономических систем к мировым империям. Это не относится к современному капитализму, который существует в течение 500 лет, не превращаясь в мировую империю. Мировые экономические системы включают центральные государства, периферийные и полупериферийные регионы, отношения между которыми строятся на основе господства и зависимости. Непреложность этих выводов, по мнению авторов, должна примирить страны периферии с их ролью аутсайдеров, обреченных самой историей на вторые и третьи роли.

Современные социологи (американец У.Ф. Огборн и др.) уделяют большое внимание вопросам механизма происходящих социальных и культурных изменений. Огборн выделяет в культуре два аспекта: материальный и адаптивный. Материальная культура выступает в виде технических и технологических достижений. Адаптивная культура это такие социальные институты как семья, церковь, школа, а также обычаи, нравы, идеалы и ценности. Между первыми и вторыми имеется связь. Главная идея Огборна: адаптивная культура постоянно отстает от изменений в материальной культуре. Семья, религия, школа, институты управления в своей реакции на изменения в технике и технологии несколько запаздывают. Причина – в действии таких явлений как привычка и инерция. Весь вопрос в том, как сократить отставание адаптивной культуры от материальной. Это стало острой проблемой современного общества, которое оказалось не готовым к адаптации к таким научным открытиям как термоядерная энергия, технологии клонирования и т.д. Теория культурного лага общества высветила острую проблему социальных изменений, но решение данной проблемы наталкивается на ограниченность односторонне эволюционистского подхода и не может быть достигнуто лишь призывами к ускорению процесса адаптирования и сокращения дистанции между материальной и адаптивной культурами. Теория культурного лага имеет явно алармистский характер и тем самым подводит к идее решительных и крутых по существу революционных перемен.

Говоря о тенденциях социальных изменений в мире в целом, необходимо учитывать действие таких факторов как глобализация социальной жизни, продолжающаяся урбанизация, демографический и экологический кризис, экономическая и политическая дифференциация, обострение геополитического противостояния.

Таким образом, обращение к понятию социальных изменений выявило его связь с понятием социального процесса, позволило рассмотреть вопросы о многообразии социальных изменений, факторах, детерминирующих эти изменения, о внутренних механизмах и тенденциях этих изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: