В современной социологии для анализа социальных систем и их типологии широко используется с оциокультурный подход. Он представляет общество как множество индивидов, в основе отношений которых лежит совокупность культурных норм и ценностей, определяющих формы и содержание поведения людей. Таким образом, общество как социальная система, выступает в органическом единстве трёх сторон: 1) социальной общности; 2) социальной организации (создается упорядоченными отношениями членов общества); 3) культуры.
Культура, по мнению представителей этого направления социологии, играет определяющую роль в жизнедеятельности общества. Это мнение основано на понимании сущности культуры.
Культура - исторически сложившаяся совокупность социально значимых материальных и духовных ценностей, выработанных обществом в процессе его развития. Культура генетически не наследуется. Она является результатом человеческой деятельности, в процессе которой создаются, усваиваются, сохраняются и распространяются предметы, идеи, ценности, представления, которые обеспечивают взаимопонимание людей. По мнению немецкого этнографа Ф. Гребнера уникальность каждого культурного явления состоит в том, что возникнув в одном центре, оно проявляет тенденцию к распространению в другие регионы и сближению с другими культурами. Таким образом, состояние культуры отражает состояние социальных отношений, а исследование нормативов и ценностей культуры личности, социальной группы способствует выявлению их социально значимых связей-отношений.
|
|
В частности, установлено, что тенденция сближения национальных культур является гибельной для сохранения их уникальности, самобытности. Это происходит потому, что культура в пределах данной социальной системы нивелируется, усредняется посредством естественного отбора, нейтрализации и искоренения полярных, максимально противоположных различий. Таким образом, чем больше социальная общность, тем более безличной, расплывчатой будет её совокупная, общая культура.
Осознание опасности для своей культуры и своего "Я", для культуры своей социальной общности проявляется в стремлении защитить собственную национальную самобытность.
Замечено, что маленькая группа в составе большой может сохраняться, если будет активно поддерживать свою культуру, т. е. принятую в ней систему норм и ценностей. И напротив - утрата культурных особенностей растворяет малые социальные группы, ассимилирует их в больших без остатка.
Социокультурный подход обнаруживает зависимость социальных отношений от действующей в обществе системы норм, ценностей и других факторов культуры. Так, российский социолог Лапин Н.И. обнаружил саморазрушение нормативно-ценностной системы России, которое приобрело форму тотального социокультурного кризиса, угрожающего целостности страны.
|
|
Социологами отмечены изменения в системе ценностей российского общества. Если в 70-е годы рейтинг приоритетов общественных ценностей возглавляли: «мир без войны», «хорошая обстановка в стране», «семья», то в последние годы – «законность», «общение», «семья». Изменение иерархии ценностей в обществе обусловлено нестабильностью нормативной базы, правовой незащищённостью человека.
Требуется большая работа органов государственной власти и управления для реализации общественного запроса на сохранение и развитие отечественной культуры.
Одним из важнейших аналитических подходов к типологии социальных систем является детерминизм - выделение такого основания формирования и жизнедеятельности общества, которое определяет его облик в целом.
Так, теории, которые решающее значение в развитии общества придают искусственно измененной человеком географической среде, получили называются концепциями экологического детерминизма (А.Хайт, О.Дункан и др.). Они утверждают, что определяющим фактором общественного развития является характер взаимодействия человека с естественной окружающей средой. Экологический, экономический, политический и моральный порядок располагаются сторонниками экологического детерминизма в виде иерархии и как бы образуют своего рода пирамиду, основание которой составляет экологической порядок, а вершину - моральный порядок общества. Экологический детерминизм предупреждает о непредсказуемости последствий нарушения экологического равновесия.
Теории демографического детерминизма (О.Шпенглер) объявляют численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития. Они ставят вопрос о необходимости сбалансированного роста населения и соответствующих материальных ресурсов. Неуправляемый «демографический взрыв» обусловлен улучшением социального и медицинского контроля качества народонаселения, что может привести к резкому ухудшению этого качества: необратимым психическим и физическим заболеваниям, нарушению генетики человека и т.д.
Возвеличивание роли и места техники и науки в современном социальном развитии является теоретической основой технологического детерминизма (У.Огборн, Л.Мэмфорд и др.) и сциентизма (Д.Белл и др.). Они считают, что в наше время главными детерминантами социального развития выступают техника и наука, в то же время обращая внимание на разрыв между прогрессом техники и современным моральным уровнем общества, что ведет к росту и усложнению социальных конфликтов,
Можно выделить также теории экономического детерминизма, которые связывают социальные процессы и экономические отношения. К ним относится марксизм. Он утверждает, что единство вещественных элементов труда и экономических отношений образует способ производства, из которого вытекает, во-первых, определенная социальная структура общества, а во-вторых, определенное отношение людей к природе. Общественная структура, политические отношения и государство постоянно возникают из жизненного процесса действующих и участвующих в материальном производстве индивидов.
Недостатком жестко-детерминистского подхода является то, что при рассмотрение общества и анализе социальных отношений трудно выделять конечные основания социальных процессов вследствие взаимосвязанности и даже взаимозависимого функционирования всех подсистем общества, невозможности их существования без нормального функционирования каждого элемента.
|
|
При типологии социальных систем следует учитывать, что общественная деятельность людей детерминирована воздействием множества факторов. Социальная деятельность людей - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами (общество, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода.
Во-первых, все же можно говорить о строгой детерминации одного явления другим. Например, речь может идти о детерминации экономических отношений производительными силами, структуры гражданского общества - экономическими отношениями и т.д. Конечно, реализация названных закономерностей социально-экономического развития общества осуществляется через посредство деятельности людей. Однако здесь на первый план выдвигается детерминированность, связанная с принципом причинности и соответственно с причинными динамическими законами, определяющими переход от одного его состояния к другому.
Во-вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. При этом содержание и характер поведения этого класса объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств включенных в эту систему объектов. Разного рода объективные и субъективные факторы в конкретных различных сочетаниях определяют характер поведения данного класса объектов. В данном случае речь идет о вероятностном характере социального детерминизма и о статистических (стохастических) закономерностях, свойственных данному классу объектов, поведение которых осуществляется в конкретных условиях места и времени. Социальный детерминизм дает вероятностное знание о том, что конкретное поведение данного класса объектов зависит от их свойств и качеств, а также от условий, в пределах которых это поведение имеет место.
|
|
Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит с том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектами деятельности. Общественные и личностные структуры образуют органическое взаимодействие при определяющем значении экономической структуры.
Движущими силами социального развития выступают действующие личности, и именно из совокупности их социальных действий складывается исторический процесс, как по его характеру, так и по содержанию. Но в какой-то момент это взаимодействие может не соответствовать естественноисторическим потребностям экономики, что деформирует жизнь общества в целом и социальное поведение, моральный уровень действующих личностей. После чего наступают социальные потрясения, напряженность социальных отношений, апатия и т.п. потрясения.
Поскольку общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, то здесь невозможна какая-либо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных для общества, выбирать часть, делать их типообразующими и на этой основе создавать свою типологию. Такой типологией является, например, марксистская теория общественно-экономических формаций. Категория общественно-экономической формации является целостной характеристикой исторически определенной ступени человеческого общества. Она характеризуется определенным способом производства, составляющим материальную основу ее развития как целого, специфическим экономическим базисом и соответствующей ему надстройкой. На основе категории общественно-экономической формации создается историческая типология обществ: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (К. Маркс).
Еще одним вариантом типологизации общества является выделение индустриального и постиндустриального общества.
Предшественником индустриального общества было традиционное общество. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Примитивность, отсталость и крайне низкие темпы развития производства, большая инерционность и невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями функционирования, являются его характерными чертами. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые считаются незыблемыми. Свобода личности, являющаяся условием инновационного процесса в обществе, подавлена интегрирующими функциями социальных институтов.
Термин "индустриальное общество" впервые ввел А. Сен-Симон, подчеркивая производственную основу общества. Позже эту идею развивали Р.Арон, У.Ростоу, Д.Белл, А.Турен и др. Индустриальное общество - это сложное, развитое общество на промышленной основе с гибкими структурами, допускающими и даже требующими непрерывную модификацию, и обладающую способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Этот тип общества обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
Капитализм считается ранней, переходной формой, которая проявилась в Европе в XIX - начале XX в., когда временно совпали формы управления собственностью и власти. Позднее это совпадение уничтожили рост и масштабы индустрии. Конфликты и напряжения индустриального общества имеют тенденцию уравновешиваться.
Идеи индустриального общества получили развитие в теории постиндустриального общества как наиболее развитого общества на информационной основе с приоритетом структур образования и коммуникации, несущего в себе противоречивые возможности как обеспечения более высокого уровня свободы личности, так и появления новых, более сложных, скрытых форм социального контроля над ней. Возможны и иные варианты названий тех же самых понятий. К. Поппер, например, использует понятия закрытого и открытого общества, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, открытое общество.
Для обобщенной характеристики социальной системы часто различают два типа социальных систем: традиционное и современное общества.
Традиционное общество характеризуется:
- естественным разделением труда (преимущественно по половозрастному признаку);
- персонализацией межличностного общения (без формально должностного аспекта на межличностном уровне);
- неформальным регулированием взаимодействий (неписанными социальными нормами религии и нравственности);
- эмоциональной родовой (кровной) связанностью членов, «семейным» типом организации взаимоотношений;
- примитивной системой управления (наследуемой властью, правлением старейшин).
Современное общество отличается:
- развивающимся разделением труда (профессионализация трудовой деятельности требует специализации и соответствующей квалификации);
- преобладанием ролевого характера взаимодействия (ожидания и поведение индивидов предопределяются их социальным статусами социальными функциями);
- усложнением структуры социальной системы многочисленными разнотипными формами социальных общностей и организаций;
- формальной системой регулирования общественных отношений (на основе писанного права: законов, положений и т.п.);
- сложной системой социального управления (выделением государства из общества, развитой системой публичных институтов власти);
- секуляризацией религией (отделением религии от прямого участия в социальном управлении).