Оператор в программе - это единое неделимое предложение, выполняющее какое-либо алгоритмическое действие. Тело программы представляет собой последовательность операторов. Необходимо заметить, что под любым оператором подразумевается действие (сравнение, присваивание, переход по программе и т.д.). Блоки описания переменных, констант, меток, типов и составляющие их предложения не являются в этом смысле операторами. Операторы, расположенные в программе друг за другом, разделяются точкой с запятой «;». Этот символ имеет значение конца оператора и разделяет записанные в одну строку операторы:
а:=45; b:=а*20;
Однако это не означает, что можно не закрывать единственные в строке операторы символом «;».
Все операторы Object Pascal можно разделить на простые и структурированные. Простыми считаются операторы, которые не содержат в себе других операторов. К ним относятся:
- оператор присваивания;
- вызов процедуры;
- оператор безусловного перехода GOTO;
- пустой оператор.
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
|
|
begin
Button1.Caption:= 'Звук';
end;
Единственная строка в теле вышеприведенной процедуры представляет собой так называемый оператор присваивания языка Object Pascal. В левой части оператора указывается свойство Button1.Caption, а в правой части - значение ' Звук ', которое мы хотим придать этому свойству. Связывает обе части комбинация символов “:=”, которая читается как “присвоить значение”. Символы “:=” всегда пишутся слитно, без разделяющих пробелов, хотя перед двоеточием и после знака равенства можно для лучшей читаемости программы вставлять пробелы. Как и любое другое предложение языка, оператор присваивания завершается точкой с запятой.
Оператор присваивания является простейшим и наиболее часто употребляемым. Он применяется для вычисления нового значения переменной и для определения значения, возвращаемого функцией.
Итак, значение и переменная разделены парой «:=». Такое обозначение присваивания в Pascal введено по двум причинам:
- это четко разделяет операцию присваивания и операцию сравнения;
- это позволяет избежать правильных с точки зрения программирования, но странно выглядящих с точки зрения математики выражений вида "a=a+1", характерных для языков C или Basic.
Таким образом, для вычисления произведения двух чисел, хранящихся в переменных a и b, и занесения результата в переменную с нужно применить оператор:
с:=a*b;
Типы значения и переменной могут быть любыми (исключая только файловый тип), но должны быть совместимы для присваивания (желательно совпадение).
В случае с целыми типами следует руководствоваться “вложенностью” типов, т.е. везде, где может использоваться Word, допускается использование Byte (но не наоборот), в LongInt “входит” SmallInt, который, в свою очередь, включает в себя ShortInt.
Текстовые константы совместимы с любым строковым типом.
Для вещественных типов comp и currency сохранена полная совместимость с любыми другими вещественными типами: над ними определены все вещественные операции, они могут использоваться как аргументы математических функций и т.д.