Роль психологической науки в формировании представлений о литературной работе

Тема № 3. Психологические предпосылки редактирования

Ключевые слова:

Рассматриваемые вопросы: Роль психологической науки в формировании представлений о литературной работе. Общая схема работы редактора над текстом. Психологические предпосылки профессионального восприятия текста

Обращение к психологии при выработке рекомендаций в об­ласти литературной работы традиционно. Уже в античных риториках мы встречаем попытки применить наблюдения над психо­логией людей к работе над изложением. Так, в «Риторике» Ари­стотеля различные типы речи и способы их организации рассматриваются в связи с намерениями говорящего и реакцией слушающего, даются практические рекомендации оратору. Например, говорится, что в ряду аргументов, приводимых в пользу како­го-либо утверждения, второй – самый слабый, зато третий воздей­ствует наиболее сильно. Подобные наблюдения, почерпнутые из практики ораторского искусства, рассеяны по учебникам ритори­ки. Заметное место занимают они и в «Риторике» Ломоносова, бывшей настольной книгой нескольких поколений образованных русских людей. В дальнейшем стремление обобщить и система­тизировать факты привело к формализации не только лингвисти­ческих, но и литературоведческих положений, частные рекомен­дации заслонили общие представления. Именно в схоластичес­ком, формализованном варианте, предназначенном для обучения, сведения из области психологии входили в практику работы над текстом, и последствия этого, хотя и отдаленные, ощутимы до на­ших дней. Одно из них – отсутствие интереса к исследованию на научном уровне проблем, относящихся к литературной технике, отрицание перспективности этого направления.

Общая схема работы редактора над текстом

Психология редакторского труда пока не стала предметом спе­циальных научных исследований, и, рассматривая психологичес­кие предпосылки редактирования, мы вынуждены опираться на общие положения, сформулированные психологами в результате изучения сложных форм человеческой деятельности. Редактиро­вание с полным основанием может быть отнесено к одной из таких форм, и общая схема работы редактора может быть пред­ставлена следующим образом:

• получение информации;

• постановка задачи;

• создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов;

• действия и соответствующие этим действиям результаты.

В условиях редакционной работы эта схема получает конк­ретное наполнение. Первый ее компонент - знакомство ре­дактора с авторским произведением. Второй - постанов­ка задачи редактирования. Она может быть продиктована и уточнена как внешними обстоятельствами, так и качествами са­мого материала. Заранее может быть запланирован объем, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателем, может быть определен вид правки. Затем редактор решает, как он будет действовать, - это третий компонент схемы. Редактор может отослать материал на доработку, может работать над текстом вместе с автором или один и выбирает методику, которая, с его точки зрения, наиболее рациональна в данном случае. Зримые действия редактора, в частности процесс правки текста, - лишь последний, завершающий этап редактирования.

Психология редакторской работы чрезвычайно сложна. Это предопределено сложностью ее объекта – текста, фиксирующего результат сложнейшей деятельности человека, своеобразием ком­муникативных связей, возникающих между автором, редактором и читателем, спецификой редакторского труда, в котором твор­ческое начало сочетается с аналитическим. В свете этих особен­ностей и должны быть рассмотрены психологические предпо­сылки редактирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: