Можно выделить следующие типы олигополистического поведения

Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство.

Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

  • На рынке доминирует небольшое количество фирм.
  • Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
  • Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
  • Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
  • Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.

  • Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».
  • Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная.
  • Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.
  • Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.
  • Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.

I. Картельное соглашение.

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

  • Различия в спросе и издержках.
  • Число фирм в отрасли.
  • Внезапный спад деловой активности.
  • Возможное вступление в отрасль других фирм.
  • Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

Способы сокращения монопольной власти:

1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное). Рассмотрим модель регулируемой естественной монополии.

3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования.

Контрольные вопросы:

1. Что такое конкуренция, каковы ее основные функции в рыночной экономике. Охарактеризуйте основные типы конкурентного поведения.

2. В чем различие понятий «монополия» и «монопольная власть»?

3. Опишите возможные естественные и искусственные барьеры входа на рынок.

4. Что такое естественная монополия?

5. Что характерно для кривой спроса чистого монополиста?

6. Каким путем чистый монополист максимизирует прибыль и минимизирует убытки?

7. Существуют ли сегодня рынки «чистой», «идеальной» конкуренции

8. Объясните, почему монополизация наносит вред всему обществу?

9. Охарактеризуйте основные методы антимонопольной деятельности государства?

10. Рассмотрите антимонопольную деятельность государства в России.

11. «Чистый» монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он – один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар – абсолютно неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

12. Может ли монополист снижать цену каждой последующей единицы продукции, не снижая при этом цену предшествующих единиц?

13. Какие из перечисленных факторов можно отнести к источникам монопольной власти фирмы:

· Количество фирм и,соответственно, концентрация производства на отраслевом рынке

· Вхождение в структуры исполнительной и законодательной власти

· Уровень средних издержек фирмы

· Эластичность спроса на продукцию

· Эластичность предложения

· Взаимодействие между фирмами данной отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: