Учет продаж

Документальное оформление операций по продаже готовой продукции (работ, услуг)

Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.

Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

Методическими рекомендациями по учету материально-производственных запасов рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции:

1. Накладные формы № М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

2. Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении.

3. При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.

4. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

5. На отгруженную продукцию в обязательном порядке выписывается счет-фактура, в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее пяти дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

Финансовый результат от основной (обычной) деятельности организации определяется на активно-пассивном счете 90 «Продажи» путем сопоставления доходов и расходов от данных видов деятельности. К счету 90 в соответствии с Планом счетов открываются субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-4 «Акцизы»; 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

Кроме того в зависимости от особенностей деятельности и учетной политики организации, можно открыть дополнительно следующие субсчета (их номера могут отличаться): 90-5 «Экспортные пошлины» — у организаций-экспортеров; 90-6 «Общехозяйственные расходы (управленческие расходы)» - у организаций, по учетной политике производящих списание общехозяйственных расходов на счет продажи; 90-7 «Расходы на продажу (коммерческие расходы)».

Записи по всем субсчетам, кроме субсчета 90-9, производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» и совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 - 90-8 определяется финансовый результат: прибыль или убыток от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно заключительными оборотами списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет, в то время как каждый из субсчетов имеет сальдо, накапливаемое в течение отчетного года.

По окончании отчетного года все субсчета, открытие к счету 90, кроме субсчета 90-9, закрываются внутренними записями на субсчет 90-9. Следовательно, счет 90 и все его субсчета на конец отчетного года будут закрыты, и со следующего года накопление сальдо по всем субсчетам начинается заново.

Таким образом, порядок осуществления бухгалтерских записей на счете 90 «Продажи» выгладит следующим образом:

Ежемесячно в течение отчетного года составляются следующие проводки:

- при признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг отражается на пассивном субсчете 90-1 «Выручка» проводкой Дт 62 Кт 90-1, а в розничной торговле Дт 50 Кт 90-1;

- фактическая производственная себестоимость реализованных продукции, товаров, работ, услуг собирается на дебете субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» следующими проводками:

- при реализации продукции: Дт 90-2 Кт 43 - при списании реализованной продукции со склада предприятия;

(в течение месяца данная проводка составляется по учетной стоимости (если организация не применяет счет 40) или по нормативной (плановой) себестоимости (при использовании счета 40);

Дт 90-2 Кт 43 - в конце месяца списывается разница между фактической и учетной себестоимостью реализованной продукции;

Дт 90-2 Кт 40 - в конце месяца списывается разница между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной за месяц продукции, выявленная на счете 40;

Дт 90-2 Кт 45 - при списании на продажу ранее отгруженной со склада продукции в случае, если договором предусмотрен переход права собственности, отличный от момента отгрузки;

- при реализации товаров: стоимость проданного товара списывается

Дт 90-2 Кт 41-1,2; Дт 90-2 Кт 45;

- в розничных торговых предприятиях, оценивающих товары по продажной цене, в конце месяца сторнируется сумма реализованной торговой наценки проводкой Дт 90-2 Кт 42;

- при реализации выполненных работ и оказанных услуг: фактическая себестоимость вьшолненных работ и оказанных услуг списывается проводками Дт 90-2 Кт 20, 23,29; или проводкой Дт 90-2 Кт 40 при применении счета 40;

- причитающиеся к уплате налоги отражаются на дебете соответствующих субсчетов Дт 90-3 «НДС» Кт 68 - при начислении НДС с продаж; Дт 90-4 «Акцизы» Кт 68 - при начислении акцизов; и т.д.

- общехозяйственные расходы, если учетной политикой предусмотрено их списание на счет продаж (если они не включены в себестоимость посредством проводки Дт 20 Кт 26), также списываются на дебет соответствующего субсчета проводкой Дт 90 «Общехозяйственные расходы» Кт 26;

- расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, также списываются на дебет счета 90 проводкой Дт 90 «Расходы на продажу» Кт 44;

Сопоставлением суммарного дебетового оборота по субсчетам 90-2 - 90-8 и кредитового оборота по субсчету 90-1 в конце каждого месяца выявляется финансовый результат от реализации продукции, товаров, работ, услуг, составляющих основную деятельность предприятия, который списывается на счет 99 при помощи активно-пассивного субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» проводками:

- Дт 90-9 Кт 99 - при списании выявленной прибыли;

- Дт 99 Кт 90-9 - при списании выявленных убытков.

В конце отчетного года заключительными оборотами производится закрытие всех субсчетов счета 90 на субсчет 90-9 следующими проводками:

Дт 90-1 Кт 90-9 - списание годовой выручки от продаж;

Дт 90-9 Кт 90-2 - списание фактической себестоимости реализованных за год продукции, товаров, работ, услуг;

Дт 90-9 Кт 90-3 - списание годовой суммы НДС с продаж;

Дт 90-9 Кт 90-4 - списание годовой суммы акцизов;

Дт 90-9 Кт 90-«Экспортные пошлины» - списание годовой суммы экспортных пошлин;

Дт 90-9 Кт 90 «Общехозяйственные расходы» - списание годовой суммы общехозяйственных (управленческих) расходов;

Дт 90-9 Кт 90 «Расходы на продажу» - списание годовой суммы коммерческих расходов.

В результате составления этих проводок субсчет 90-9 будет автоматически закрыт; и таким образом на начало следующего отчетного года ни один из субсчетов счета 90 не будет иметь входящего сальдо.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» организуется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и по другим направлениям, необходимым для управления организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: