Общие положения. Пути реализации промышленного строительства в Республике Беларусь

Пути реализации промышленного строительства в Республике Беларусь. Основные этапы и направления развития строительства предприятий отрасли в Республике Беларусь.

Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 09/121-157 с учетом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 64, 5/33864), Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2010 г. № 1420 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 240, 5/32602).

В Программе дана оценка развития белорусской промышленности на современном этапе, определены цели, задачи, индикаторы и приоритетные направления развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, предложены инструменты и механизмы их реализации.

ПРОГРАММА развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года.

Основания для разработки - Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 года ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь “(Ведамасці Нацыянальнагасходу Рэспублікі Беларусь, 1998г., №20, ст.222); поручение Президента Республики Беларусь от 11ноября2011г. №09/121-157.

Основные цели: формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не менее 50процентов от европейского уровня, увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала

Основные задачи:

- опережающее развитие экспортоориентированных и высокотехнологичных производств с постепенным сокращением объемов в неэффективных видах деятельности, модернизация традиционных направлений специализации и формирование на этой основе рациональной структуры промышленности, обеспечивающей рост производительности труда;

- качественное улучшение производственного потенциала, снижение материало-и импортоемкости продукции;

- формирование центров технологического превосходства, основанных на собственных технологиях, в том числе с участием государств Единого экономического пространства;

- реформирование структуры управления промышленным комплексом Республики Беларусь и создание единого государственного органа, ответственного за промышленную политику;

-экологизация промышленного производства.

Необходимые ресурсы и источники финансирования:

- собственные средства организаций, кредиты банков Республики Беларусь, заемные средства организаций Республики Беларусь, иностранные источники (кредиты иностранных банков, иностранные инвестиции, другие источники в соответствии с законодательством), средства республиканского и местных бюджетов, включая средства инновационных фондов. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период

Ожидаемые результаты реализации:

- изменение технологической и отраслевой структуры промышленного комплекса, достижение нового качества технологического развития промышленности, сохранение экономической безопасности страны, сближение отечественного промышленного комплекса по уровню эффективности с экономически развитыми странами, экологизация промышленного производства повышение эффективности системы государственного управления промышленностью, переход от многоуровневой системы управления к двухуровневой с использованием преимущественно экономических инструментов регулирования;

- повышение эффективности системы государственного управления промышленностью, переход от много-уровневой системы управления к двухуровневой с использованием преимущественно экономических инструментов регулирования.

- выполнение целевых ориентиров развития промышленного комплекса, обеспечивающего:

- прирост валовой добавленной стоимости в промышленности

в 2015 году на 62–67процентов к 2010 году, в 2020 году – на 36–40 процентов к 2015году рост производительности труда (по добавленной стоимости в постоянных ценах) в 2015 году − 166–172 процента к 2010 году, к концу 2020 года –не менее 50 процентов от уровня стран ЕС-27

рентабельность продаж в 2015 году –14–15 процентов, сохранение в 2016–2020 годах рентабельности на уровне не менее 15–16 процентов

снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) за 2011–2015годы –на 5–7 процентов к уровню 2010года, за 2016–2020 годы –на 5–6 процентов к уровню 2015 года ежегодное

снижение уровня импортоемкости промышленной продукции на 1,5 процента к уровню предыдущего года

удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции –20–21 процент в 2015 году и сохранение данного уровня в 2016–2020 годах

увеличение доли добавленной стоимости в объеме производства продукции (работ, услуг) в 2020 году до 35–37 процентов

Инвестиционная политика в промышленности будет направлена на повышение эффективности вложений в основной капитал, сокращение срока их освоения, концентрацию средств на приоритетных направлениях развития промышленного производства, сокращение незавершенного строительства. Необходимо увеличить удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал до 70 процентов, что позволит снизить уровень износа основных средств.

Основной акцент в инвестировании будет сделан на использование собственных средств организаций, привлечение иностранных инвестиций в промышленную деятельность на условиях, обеспечивающих размещение значительной доли заказов в отечественных промышленных организациях и реинвестирование прибыли в республику. Рост объемов собственных средств будет обеспечен за счет улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предоставления экономических стимулов к инвестированию полученной прибыли.

Механизмы реализации инвестиционной политики:

субсидирование конкурентоспособных производств, осваивающих новые и высокие технологии, выпускающих экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию;

активизация использования иностранного капитала, кредитных ресурсов;

венчурное финансирование, развитие фондового и рынка ценных бумаг, лизинга, проведение приватизации организаций.

В целях активизации инвестиционной деятельности организаций предусматривается:

расширение использования лизинговых схем при осуществлении инвестиционных проектов по модернизации производств, в том числе при реализации продукции белорусских производителей, станков и технологического оборудования;

защита интересов инвесторов, принятие антимонопольных мер, расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования, развитие финансового лизинга, проведение переоценки основных средств в соответствии с темпами инфляции;

создание совместных и иностранных предприятий.

В сфере привлечения иностранных инвестиций акцентом станет развитие приоритетных производств (”точек роста“), а также реализация инвестиционных проектов, направленных на приобретение высокотехнологичного оборудования, повышение конкурентоспособности продукции, расширение производства экспортоориентированных товаров.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов планируется обеспечить:

- создание системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики);

- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;

- проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров и иного.

Увеличение объемов иностранных инвестиций предполагается за счет ускорения процессов акционирования и приватизации с расширением форм участия в них иностранных инвесторов при взаимовыгодном сотрудничестве, инициативной работы субъектов хозяйствования по привлечению иностранных ресурсов в форме заимствований, открытию иностранных кредитных линий.


Для целей Программы используются следующие основные понятия и их определения:

промышленность, промышленная деятельность – совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, связанных с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также производством потребительских товаров;

промышленный комплекс – совокупность организаций, функционирующих в горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также технологически связанных с ними отраслевых инновационных и научно-исследовательских организаций;

- промышленная политика – система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики исходя из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Республики Беларусь;


- законодательство о промышленной политике – нормативные правовые акты в области регулирования хозяйственной деятельности промышленных организаций и государственно-частного партнерства;

- субъекты промышленной деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие промышленную деятельность на территории Республики Беларусь;

- субсидирование субъектов промышленной деятельности – действия государственных органов правового и экономического характера, направленные на стимулирование развития эффективного промышленного производства товаров и услуг;

- высокотехнологичные производства – производства, осуществляющие выпуск продукции с применением передовых высокоэффективных технологий, в том числе в таких областях, как авиастроение и производство космических аппаратов, фармацевтика, офисное, вычислительное и компьютерное оборудование, производство радио- теле- и коммуникационного оборудования, медицинское, высокоточное и оптическое оборудование;

- промышленный кластер – группа технологически интегрированных промышленных организаций, формирующих единую цепочку создания добавленной стоимости и характеризующихся общностью коммерческих интересов, сосредоточенных на определенной территории, взаимодействие которых усиливает их конкурентные преимущества на отраслевом, национальном и мировом рынках;

- экологизация промышленного производства – укрепление технологического потенциала промышленного комплекса в целях обеспечения его функционирования на экологических (”зеленых“) принципах, предполагающих снижение рисков для окружающей среды и предотвращение истощения ее компонентов при обеспечении намеченного роста производства продукции.

Основным инструментом реализации Программы является программно-целевой подход. В процессе ее выполнения допускается возможность корректировки целевых параметров, задач и ресурсов при условии изменения внешних и внутренних факторов социально-экономического развития, стартовых условий и предпосылок, заложенных в основу Программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: