Рис. 14.3. Шпиндель с лабиринтным дисковым уплотнением (ШФД)
Каждая турбинная секция с независимой подвеской имеет свой упорный шарикоподшипник. Корпусы секций соединяются между собой с помощью конической резьбы, а валы - квадратными полумуфтами и могут свободно перемещаться в осевом направлении. В результате такой компоновки секций износ упорного подшипника шпинделя не влияет на осевой зазор между статором и ротором турбины. Последний определяется только износом подшипников, установленных в турбинных секциях. Поскольку осевая нагрузка на эти подшипники действует только с одной стороны и практически не имеет динамической составляющей, то этот износ легко прогнозируется. При сборке ротор турбины устанавливается в крайнее верхнее положение относительно статора, что позволяет увеличить время работы упорного подшипника секции. По данным промысловых испытаний диапазон наработки турбинной секции на отказ составляет 120 - 350 ч.
Упорный подшипник шпинделя работает в тяжелых условиях. Действующая на него реакция забоя скважины переменна по величине и частотам возмущения. Динамические силы приводят к интенсивному износу этого подшипника. Однако допустимый осевой люфт в опоре может составлять около 16 - 20 мм, поэтому наработка на отказ может быть вполне соизмерима и даже выше, чем у шпинделя обычного типа, но только в тех случаях, когда износ опоры не сопровождается расколом отдельных ее элементов (обоймы, шара).
|
|
Турбобур с независимой подвеской может быть собран с турбиной любого типа. В каждой секции можно установить по 80 - 90 ступеней.
Турбобуры с плавающими статорами обладают теми же преимуществами, что и турбобуры с независимой подвеской секций. Однако в отличие от первых осевая опора шпинделя имеет повышенную гидравлическую нагрузку.
Конструкции турбобуров с плавающими статорами принципиально отличаются от известных.
Каждый статор такого турбобура имеет свободу перемещения в осевом направлении и с помощью шпонки, заходящей в специальный паз корпуса, запирается от проворота под действием собственного реактивного момента. Каждый ротор представляет собой и пяту для соответствующего статора, который не имеет приставочных дистанционных колец.
Такое исполнение ступени турбины, с одной стороны, позволяет до максимума увеличить средний диаметр турбины, а с другой, - до минимума сократить осевой люфт в ступени. Тем самым в корпусе стандартной длины удается разместить число ступеней турбин в 1,4 раза больше, чем у серийных турбобуров. Недостаток этой конструкции - свободный выход бурового раствора на внутреннюю поверхность корпуса турбинной секции.
|
|
Отсутствие взаимосвязи между осевыми люфтами турбины и осевой опорой шпинделя позволяет исключить из практики турбинного бурения торцовый износ лопаточных венцов турбин и повысить межремонтный период работы шпинделей.
Турбобур состоит из трех турбинных секций и шпинделя с двумя вариантами осевой опоры: подшипник ШШО-172 (538920) и резинометаллическая пята ПУ-172.
Таблица 14.1.
Тип турбобура | Число ступеней турбины | Расход жидкости, л/с | Крутящий момент*, Н-м | Частота вращения*, с-1 | Перепад давления, МПа |
ТПС-172 ЗТСШ1М1-195 | 7,5 6,85 | 6,57 5,97 | |||
*При максимальной мощности Nmаx. |
Турбобуры с диаметром корпуса 172 мм с плавающим статором прошли промышленные испытания в Тюменском нефтегазовом регионе. Средняя наработка турбобура на отказ (по шпинделю) составила 210 ч. Межремонтный период турбинных секций - более 500 ч.
В табл. 7.4 приведены технические характеристики турбобуров с плавающим статором с диаметром корпуса 195 мм - ЗТСШ1М1-195 и 172 мм - ТПС-172 (при плотности жидкости 1000 кг/м3).