Феномены бытия человека в обществе. Человек как индивид, личность, индивидуальность

Человек как индивид, личность, индивидуальность

Концепции сущности человека

Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам.

Согласно биологизаторской концепции, человек трактуется по аналогии с другими сложными организмами.

Согласно социологизаторской концепции, человек рассматривается в контексте общественных связей, продуктом которых он выступает.

Согласно рационалистической концепции, сущностной особенностью человека является наличие у него разума, сознания.

Согласно антропоцентрической концепции, человек является творцом самого себя, поэтому он должен быть объяснен из самого себя и рассматриваться не как объект, а как субъект действия.

Согласно экзистенциально-персоналистской концепции, существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, творчества.

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида или социальной группы, как совокупность неповторимых природных качеств. Биологическое начало человека существует и проявляется в сфере социального. Во фрейдизме процесс трансформации биологического начала в социальное получил название " сублимация".

Личность – человек как социальный индивид, духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности.

Личность формируется в процессе социализации – усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества.Социализацияличности предполагает стремление человека к коммуникации с другими. Развитие личности предполагает формирование самосознания и рефлексии.

Личность проявляет себя в поступках. Атрибут личности – способность к творчеству, т.е. деятельности, порождающей нечто новое, имеющее культурную и социальную значимость. Выдающаяся личность – это человек, оказавший влияние на ход истории ("пассионарная личность", по Л. Гумилеву).

Индивидуальность – человек в его неповторимой совокупности особенностей характера и психического склада.

Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими интересами и желаниями. Выделяют негативную и позитивную свободу ("свободу от…" и "свободу для…"). Нет места для свободы там, где все однозначно необходимо, где нет случайностей, где человек действует как автомат. "Свобода – это осознанная необходимость", – считал Б. Спиноза. "Свобода – это осознания и практически освоенная необходимость", – добавили сторонники марксизма. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", – утверждал В.И. Ленин. В идеологии либерализма свобода считается высшей ценностью. Экзистенциализм объявил свободу основным принципом бытия человека: "Человек – это свобода; он творит самого себя" (Ж.-П. Сартр). Сторонники анархизма считают, что идеальное общество должно быть основано на абсолютной свободе личности и равенстве людей.

Если свободу понимать по принципу "что хочу, то и ворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, к примеру, с нормами морали. Поэтому оборотной стороной свободы является ответственность – готовность личности отвечать за себя и свои действия в ответ на требования, предъявляемые со стороны других людей, общества в целом. Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть свобода выбора.

В обществе источником несвободы личности является отчуждение – объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, довлеющие над ним сущности. Согласно марксизму, источник отчуждения – частная собственность на средства производства.

Духовность – относительная автономность человека от внешних влияний; то, ради чего стоит жить; синтез Истины, Красоты и Добра.

Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания; понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Суть справедливости – в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием.

Равенство – нравственный принцип общественной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов. Социальное равенство – состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий.

Тема 20. Человек и культура

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка земли) – часть человеческого окружения, созданная самими людьми; форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия; совокупность надбиологических программ жизнедеятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, а также включаемые в эту деятельность продукты и результаты (артефакты, "вторая природа").

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

Культура каждого народа уникальна и неповторима; с этим связана ценность различных культур. Современный этап в развитии культуры (XX-XXI вв.) характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий, что приводит к постмодернистскому пониманию культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: