Смысложизненные феномены. Феномены культурной жизни

Феномены культурной жизни

Ценность – положительная значимость тех или иных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности по отношению к вещам (материальные ценности), людям и идеям (духовные ценности). Впервые термин "ценность" в философском смысле употребил И.Кант.

Эстетизм (греч. aisthetes – воспринимающий) – способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве; отношение к искусству как к предмету утонченного наслаждения, доступного только "избранным", которые независимо от внешнего утилитарного интереса переживают глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Совесть – способность человека к нравственному самоопределению, т.е. способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

Насилие – противозаконное и аморальное применение силы, кроме тех случаев когда оно имеет социальное оправдание; насилие – неотъемлемый элемент развития человеческого общества (войны, конфликты, революции и т.п.). Оправдание насилия характерно для взглядов Ницше, Дюринга, Сореля, Маркса, Ленина, анархистов и др. Другие мыслители разрабатывали этику ненасилия, основанную на принципе человеколюбия (Иисус Христос, Л.Н. Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг).

Тема 21. Смысл жизни человека

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия. Вопрос о смысле жизни связан с осознанием человеком смертности, конечности своего существования.

Трактовки смысла жизни. Согласно различным позициям в философии, смысл жизни определялся как: нирвана, отсутствие желаний (буддизм); отречение от мира и его соблазнов (аскетизм); отказ от всех общественных обязанностей, простота и естественность, минимум потребностей (киники); наслаждение жизнью (гедонизм, эпикурейцы); достижение счастья, блаженства, свободы от страданий (эвдемонизм); душевный покой, умение мужественно и достойно подчиняться судьбе (стоики); успех в жизни, извлечение пользы (утилитаризм, прагматизм); личное самосовершенствование (перфекционизм); служение Богу и спасение души в потустороннем мире (религиозная философия); служение обществу, государству (конфуцианство, Платон, Гегель, марксисты); служение людям, преобразование себя, общества и самой жизни (светская философия); жизнь во благо других людей, всего человечества (альтруизм, отечественная религиозная философия) и др.

Экзистенция (лат. existentia – существование) – внутреннее бытие человека; человеческое "Я" как конкретная неповторимая личность.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл; высшая степень ценного, значимого для человека.

Счастье – высшее благо человека как завершенное, самодостаточное состояние жизни, наибольшая внутренняя удовлетворенность жизнью, полнота и осмысленность жизни, осуществление своего человеческого назначения.

Идеал – совершенный образец чего-либо, высшая цель желаний и деятельности, которая определяет деятельность человека, социальной группы.

Добро – ценность, которая не касается природных или стихийных событий и явлений; характеризует намеренные свободные действия; содержание добра обусловлено идеалом нравственного совершенства.

Польза – положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам (индивидуальным, коллективным, общим и т.д.).

Успех – удача в задуманном деле, достижение поставленной цели.

"Свободен ли человек управлять своей судьбой?"

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – позиция, абсолютизирующая свободу человека, его способность управлять своей жизнью ("что хочу, то и ворочу").

Фатализм (лат. fatalis – предопределенный судьбой, роковой) – позиция, рассматривающая каждое событие и каждый поступок как проявление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

РАЗДЕЛ VI. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Тема 22. Общество как система

Общество – продукт взаимодействия людей; относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей; динамическая саморазвивающаяся система коллективного бытия людей, способная сохранять свою сущность и качественную определенность. Главным условием развития общества является материальное производство. Для современного общества характерны процессы глобализации, ускоренное развитие средств массовой коммуникации.

Социум – особая надприродная реальность, независимая от коллективных или индивидуальных форм ее проявления.

Сферы общества – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера общества – область производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основные элементы экономической системы общества: производительные силы (люди, орудия и предметы труда); предметная деятельность; ее идеологическое обоснование (цели, мотивы, программы); отношения людей в процессе труда.

Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Способ производства представляет собой основу общественно-экономической формации и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксизму, производительные силы определяют облик экономической системы. В конечном счете, важнейшей производительной силой общества является человек.

Производственные отношения – отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства по поводу их отношения к производительным силам, к производству, обмену и распределению благ. Производственные отношения обуславливают классовую структуру общества.

Социальная сфера общества – совокупность всех функционирующих в социуме общностей людей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям можно отнести семьи, народы, нации, сословия, страты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы и т.д.

Социальный субъект – носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяющими ему воздействовать на общественную жизнь (индивиды, социальные общности – классы, нации, группы, поколения и т.д.).

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта и отношениями взаимной ответственности. Семья является первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности.

Политическая сфера общества – область взаимодействия субъектов с целью реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод. В качестве элементов политической сферы общества выступают политические институты (государство, организации, партии); политические и правовые нормы (конституции, законы, уставы); политические отношения и действия; политическое сознание.

Государство – ядро политической системы общества; политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность и определенный порядок в нем.

Элита – понятие, в котором выражается социальное неравенство; руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку СМИ и силовые структуры.

Политический режим – система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе; функциональная характеристика власти. Чаще всего выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Демократия – форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия основана на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.

Авторитаризм – вид политического режима, обычно сочетающийся с элементами личной диктатуры, при котором процедуры принятия демократических решений либо отсутствуют, либо носят фиктивный характер.

Тоталитаризм – вид политического режима, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

Гражданское общество – совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства (вместе с тем, государство и политические партии являются неотъемлемыми институтами гражданского общества). Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к ответственным действиям в защиту общественно значимых интересов.

Либерализм (лат. liberalis – касающийся свободы) – направление в политике, противоположное консерватизму, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. Основателем либерализма в Новое время считается Дж. Локк.

Консерватизм (лат. conservo – сохраняю) – направление в политике, противоположное либерализму, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, сохранение традиционных ценностей и порядков.

Духовная сфера общества – область социальной жизни, содержание которой составляет объективная идеальная реальность как совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающихся в деятельности общества и людей. Духовная сфера общества включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование, воспитание во всех их многообразных проявлениях.

Искусство – вид духовного производства в области эстетического освоения мира, направленный на освоение прекрасного (эстетического идеала).

Мораль – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В нормах морали воплощаются представления человека и общества о добре и зле, счастье, долге и т.п. В регулировании поведения индивидов мораль опирается на общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции.

Нравственность – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Древнейшее "золотое правило нравственности" – не делай того другим, чего не желаешь себе.

Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. В нормах права зафиксировано формальное равенство или неравенство людей. В жизни общества право выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений.

Воспитание процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знаний всех тех духовных богатств, которые выработало человечество; усвоение результатов общественно-исторического познания, а также овладение трудовыми навыками и умениями.

Тема 23. Проблема развития общества

Прогрессирующее общество – общество, в котором люди стремятся изменить мир, преобразовать свою жизнь, сделать будущее лучше настоящего.

К. Ясперс вводит понятие "осевое время" – период с 800 по 200 гг. до н.э., связанный с возникновением великих духовных движений в истории человечества, которые заложили основы современного типа общества.

Общественный (социальный) прогресс – совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от примитивных форм общежития к высокоорганизованным. Идея общественного прогресса в явном виде была сформулирована в философии Просвещения (XVIII в.). По Марксу, общественный прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций; по Гегелю – закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы. Согласно современным концепциям в основе общественного прогресса лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации.

С позиции нигилизма отрицается общественный прогресс, преемственность с предыдущим этапом развития, общепринятые ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: