Список исполнителей проекта нирс

Содержание заявки на конкурс НИРС

РАЗДЕЛ 10. Основы страхования деятельности строительных организаций.

РАЗДЕЛ 9. Особенности и перспективы использования проектного финансирования.

РАЗДЕЛ 8. Девелопмент как способ организации управления инвестиционно-строительной деятельности.

РАЗДЕЛ 6. Характеристика банковской и кредитной системы РФ.

РАЗДЕЛ 5. Элементы финансового механизма, их роль и особенности в строительстве.

РАЗДЕЛ 4. Принципы функционирования бюджетной системы.

РАЗДЕЛ 3. Основные задачи бюджетной политики РФ.

РАЗДЕЛ 2. Функции финансов и роль недвижимости в финансовой системе.

РАЗДЕЛ 1. Сущность и роль финансовой системы в строительстве.

СОДЕРЖАНИЕ

МОСКВА 2011

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема 10. Правовой режим децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов.

Предназначены для удовлетворения публичных интересов, но имеют бОльшую свободу в гражданском обороте.

Государственные корпорации, государственные компании, казенные и бюджетные учреждения, унитарные предприятия.

Специфика этих отношений в их распределительном характере. На предприятия поступает выручка, поступает на счет предприятия, оттуда - налоговые отчисления, затраты, связанные с решением уставных задач.

Государственные корпорации (7 штук).

Закон "О некоммерческих организациях"

Закон от 17.05.07 "О банке развития"

Закон от 19.07.07 №39-ФЗ "О российской корпорации нанотехнологий"

Закон от 23.11.07 №370-ФЗ "О государственной корпорации ростехнологии"

Закон от 30.10.07 №238-ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитии города Сочи как горно-климатического курорта"

Закон от 21.07.07 "О фонде содействия и реформировании жилищно-коммунального хозяйства"

Закон от 1.12.07 "О государственной корпорации по атомной энергии Росатом"

Ряд функций сохранился от министерства атомной энергии.

Внешэконом банк (он же банк развития) - действует на основании закона, с точки зрения правового статуса не совсем банк. Выделяются огромные средства, которые становятся собственностью корпорации. Проблема финансового контроля за расходами полученных денежных средств.

Финансово-правовые отношения:

1) По уплате налогов и взносов.

По отдельным налогам есть преимущества, рассрочка.

2) По поводу бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов.

3) По поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятий.

ст. 34 БК Деятельность должна соответствовать ориентированию на результаты.

Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 годах, утверждена постановлением Правительства от 22.05.2002. Задачи до сих пор не решены.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Закон от 14.11.2002 №161-ФЗ. В гражданском обороте немобильны. С 2002 года попытки реформировать в другую форму, но никак. Предлагали, например, в ООО с государственным участием.

Раздел 1 Сущность и роль финансовой системы в строительстве  
Раздел 2 Функции финансов и роль недвижимости в финансовой системе  
Раздел 3 Основные задачи бюджетной политики РФ  
Раздел 4 Принципы функционирования бюджетной системы  
Раздел 5 Элементы финансового механизма, их роль и особенности в строительстве  
Раздел 6 Характеристика банковской и кредитной системы РФ  
Раздел 7 Финансы строительных предприятий (баланс доходов и расходов)  
Раздел 8 Девелопмент как способ организации управления инвестиционно-строительной деятельности  
Раздел 9 Особенности и перспективы использования проектного финансирования  
Раздел 10 Основы страхования деятельности строительных организаций  
     

В классическом понимании финансы – это совокупность наук, изучающих систему взаимоотношений и взаимосвязей, складывающихся в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, обслуживающих реализацию проектов строительства.

Основной целью финансов в строительстве является обеспечение расширенного воспроизводства строительной отрасли, включая все функционирующие в ней субъекты хозяйствования. Направленность отраслевых финансов может быть охарактеризована как увеличение финансового потенциала расширенного воспроизводства недвижимости. Недвижимость является материализуемым результатом реализации строительных проектов.

Объектом реального денежного оборота являются финансовые ресурсы, как источники финансирования расширенного воспроизводства, выступающие как в форме материальных, так и как нематериальных активов. К ним относятся собственные источники финансирования, а также заемные, привлеченные, дотационные средства (рис.1.1.).

Рис.1.1. Источники финансирования

Собственные источники финансирования состоят из: уставного, добавочного, резервного капитала, фондов денежных средств, прибыли, централизованных источников финансирования, переданных в полное хозяйственное распоряжение (рис.1.2.). За счет финансовых ресурсов формируются фонды денежных средств. Они имеют строго целевое назначение и служат инструментом финансирования расширенного воспроизводства.

Рис.1.2. Собственные источники финансирования

Заемные средства обременены финансовыми обязательствами, образующими кредиторскую задолженность по выплате основного долга и процентов. Привлеченные средства, имея различный механизм возникновения (долевое участие, акционирование и др.), также приводят к появлению различных обязательств (раздел продукции, выплата дивидендов и др.). Использование в хозяйственном обороте собственных и дотационных средств не рождает финансовых обязательств.

Исходя из целей отраслевых финансов перед ними стоят следующие задачи (рис.1.3.).

Рис.1.3. Задачи финансирования

1. Доступность ресурсов, как принципиальная возможность мобилизовать необходимые финансовые ресурсы. Реализация этой задачи выражается в обеспечении юридических и физических лиц необходимыми для осуществления строительных проектов финансовыми ресурсами. Характеристику условий реализации указанной задачи проиллюстрируем на примере. Совсем недавно Россия испытывала дефицит кредитных ресурсов. Оформление потребительских кредитов по существу отсутствовало. Последние 3 года можно наблюдать буквально бум развития потребительских кредитов, кредитов на первоочередные нужды и др. видов кредитования. Банки конкурируют в скорости оформления кредитов, хотя условия кредитования по прежнему существенно менее выгодны, чем в развитых странах (средняя ставка 2005-2006гг. в России – 15% годовых, в Объединенной Европе – 5% годовых). Объем потребительских кредитов в 2005г. достиг 15-17 млрд.$, охватив 4,5-5 млн. россиян. По оценкам специалистов общий тренд потребительского кредитования стремится к 20-30 млн. человек в год. Таким образом, в этом секторе кредитования задача обеспечения доступности ресурсов может считаться решенной.

2. Достаточность ресурсов, характеризуемая наличием адекватного потребностям объема финансовых ресурсов. Для реализации этой задачи необходимо обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней: от государственных, региональных, муниципальных бюджетов до бюджетов строительных предприятий и кредитных учреждений. При этом следует иметь в виду, что мощность отечественных банков пока еще невелика. Российские банки в среднем в 900 раз меньше японских, в 30 раз меньше чешских, в 20 раз меньше венгерских. А, по мнению банковских экспертов, только при объеме банковских активов более 1 млрд.$ (в России таких банков всего 180 из 1300 банков) вероятность их рентабельной работы более 50%. Структура отечественных банковских активов также неэффективна: на 200 крупных банков приходится 90% банковских активов, 86% всех привлеченных средств предприятий, 91% кредитов реальному сектору, 94% размещение ЦБ.

3. Стимулирующий характер, имея в виду, что финансы никогда не расходуются без цели, всегда имея направленность. Ярким примером стимулирующего характера финансов является создание свободных /или как в настоящее время в РФ – особых/ экономических зон, имеющих льготный режим налогообложения в целях интенсивного развития научно-производственного ядра этих территорий, осуществляемого как за счет собственных ресурсов, так и вследствие создания привлекательных условий для инвестиций.

4. Эффективность, предполагающую, что финансы вовлекаются в оборот с целью роста прибыли или получения социального эффекта. Осуществление этой задачи предполагает повышение эффективности использования государственных, муниципальных, частных финансовых ресурсов, направляемых в строительство. Анализ показывает, что использование финансовых ресурсов на уровне хозяйствующих субъектов существенно эффективнее, чем на государственном и муниципальном уровнях, что предопределяет приоритеты направленности вложения финансовых ресурсов.

5.Обеспечение единства денежно-кредитной, фискальной (налоговой), бюджетной, инвестиционной политики.

Реализацию этой задачи покажем на примере. Если мы провозглашаем необходимость создания благоприятного инвестиционного климата и при этом вводим налог на инвестиции, не приходится рассчитывать ни на прирост налоговых поступлений, ни на инвестиционную активность.

6. Подконтрольность, характеризующуюся как обеспечение безусловного финансового контроля, укрепление финансовой дисциплины. Цель – коррекция траектории развития, а также выявление преднамеренных нарушений.

7. Страхование, проявляющееся в развитии системы страхования финансовых активов: материальных и нематериальных, как меры, снижающей финансовые риски, возникающих, как вследствие субъективных упущений, так в результате действия объективных факторов.

8. Комплексность, обозначающая возможность аккумулирования всего разнообразия финансовых ресурсов, включая деньги населения, Международных организаций, ценные бумаги любого качества (акции, облигации, сертификаты, гарантии и др.). Именно такая мобилизация дает огромный эффект, чему свидетельство вся история развития России: организация любой военной компании, строительство самой протяженной в мире железной дороги или трубопроводной системы, наконец, имеющиеся в настоящее время темпы строительства жилья.

9. Интегрированность, предполагающая интеграцию в мировую финансовую систему, активное лоббирование прямых инвестиций, переход на международные формы отчетности и др.

Финансовые ресурсы обращаются не разрозненно, а во взаимосвязи, в системе. Под финансовой системой (рис.1.4.) понимается совокупность финансовых институтов (Пенсионный фонд, Страховой фонд, Биржи и др.), финан­совых рынков (рынок кредитных ресурсов, рынок недвижимости, рынок ценных бумаг и др.) и инструментов (формы инвестирования, денежные средства, ценные бумаги и др.), используемых государством, международными и общественными организациями, предприятиями, страховыми компаниями и домашними хозяйствами для обслуживания денежных потоков. Центральное звено финансовой системы составляют государственные финансы, а ее осно­ву - финансы предприятий. Финансы домашних хозяйств отражают общий уровень социально-экономического развития общества.

Рис.1.4. Финансовая система

Государственные и муниципальные финансы (рис.1.5.) представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных фондов фи­нансовых ресурсов на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Проводимая муниципальная реформа существенно перераспределила финансовые ресурсы между государственным и муниципальным бюджетами, расширяя их права по распоряжению финансовыми ресурсами, но одновременно усиливая ответственность.

Рис.1.5. Государственные и муниципальные финансы

Финансы предприятий (рис.1.6.) - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений.

Рис.1.6. Финансы предприятий

Страхование определяется как совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов, предназначенных для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия убытков.

Финансы международных (общественных) организаций (рис.1.7.) представляют собой экономические отношения, возникающие в денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов международных (общественных) организаций.

Рис.1.7. Финансы международных (общественных) организаций

Финансы домашних хозяйств - экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств.

Финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социальные и политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение конкретных задач в области государственного и муниципального управления, предпринимательской и некоммерческой деятельности. Самостоятельное значение имеет рассмотрение целевой ориентации финансов в сфере обслуживания, создания и хозяйственного оборота недвижимости, предполагая вовлечение всех видов финансовых ресурсов – государственных и муниципальных, финансов международных и общественных организаций, накопления граждан и собственных средств предприятий и организаций.

Устойчивость финансовой системы зависит от устойчивости элементов ее составляющих: финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов.

Устойчивость финансовых институтов определяется:

1) устойчивостью банковской системы;

2) надежностью бюджетной системы;

3) механизмами защиты интересов вкладчиков;

4) наличием необходимого золотовалютного резерва;

5) устойчивостью фондовых механизмов;

6) наличием стабилизационных, венчурных, страховых, пенсионных и др. фондов и др.

Устойчивость финансовых рынков зависит от:

1) стабильности цен;

2) сбалансированности платежного баланса;

3) степени развития финансового рынка;

4) инвестиционной активности;

5) устойчивости национальной валюты;

6) уровня дефицита бюджета и др.

Устойчивость финансовых инструментов базируется на:

1) эффективности учета и контроля;

2) уменьшении объема внутренних займов;

3) нормализации платежно-расчетной системы;

4) снижении внешнего и внутреннего долга;

5) страховании.

Общепринято, независимо от сферы общественного производства, выделять три основные функции финансов (рис.2.1.): воспроизводственную, распределительную, контрольную.

Рис.2.1. Основные функции финансов

Воспроизводственная функция заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства инвестиционно-строительной сферы. Расширенное воспроизводство выражается в увеличении объемов производства. Так, задача обеспечения 7-10%-ого роста ВВП РФ – проявление воспроизводственной функции финансов.

Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств на приобретение сырья, материалов, това­ров, оплаты работ и услуг, затем денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произ­веденного или закупленного товара, работ, услуг. Использование денежных средств на долгосрочные воспроизводственные цели озна­чает инвестирование.

Воспроизводственная функция характеризуется на макроуровне системой показателей и, в первую очередь, такими результирующими показателями, как ВВП и выручка на одного работающего, на уровне предприятия гораздо большее значение для обеспечения развития имеют прибыль и ликвидность строительной продукции. Прибыль показывает на сколько получаемая предприятием выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, а также внереализационные доходы превышают произведенные затраты и внереализационные расходы. Прибыль рассчитывается:

где

Пб - балансовая прибыль;

Вi - выручка от реализации i-того товара (работы, услуги);

Зi - затраты на производство i-того товара (работы, услуги);

i - индекс товара, работы, услуги и пр.;

Дj - внереализационные доходы j-того вида;

Рj - внереализационные расходы j-того вида;

j - индекс внереализационных доходов;

k - индекс внереализационных расходов.

При этом, одной из устойчивых тенденций последнего времени является рост доли прибыли (убытка), получаемой от внереализационной деятельности (таблица 2.1.).

Таблица 2.1.

Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные Доходы Внереализационные расходы
· доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; · доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию; · доходы от сдачи имущества в аренду; · присужденные или признанные должником санкции за нарушение условий хозяйственных договоров; · доходы от возмещения причиненных убытков; · прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; · положительные курсовые разницы по валютным счетам, курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг. · затраты по аннулированным производственным заказам и затраты на про­изводство, не давшее продукции; · затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; · некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; · судебные издержки и арбитражные расходы; · присужденные или признанные должником санкции за нарушение условий договоров и расходы по возмещению причиненных убытков; · суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и отдельными лицами, подлежащие резервированию; · убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания; · убытки но операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; · некомпенсируемые потери от стихийных бедствий; · некомпенсируемые убытки в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; · убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены; · другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов; · отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, курсовые разница по операциям в иностранной валюте

Особенно ощутимыми в реформенный период в связи со сжатием производства стали затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, судебные издержки и арбитражные расходы, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, некомпенсируемые убытки и потери.

Ликвидность строительной продукции (активов, имущества) означает возможность их реализации и обращения в денежную фор­му (рис.2.2.). Ликвидность - величина, производная от спроса. При прочих равных условиях ликвидность строительной продукции, как разновидности материального актива, имеет свою специфику. Время от появления предложения на рынке до приобретения ее в собственность несравненно выше в связи со свойственными ей качественными характеристиками, такими как уникальность и капиталоемкость. Более того, высоки и трансакционные издержки, возникающие в процессе совершения рыночных сделок (оплата государственной пошлины, регистрационных взносов, юридических и банковских услуг). Особое значение приобретает проблема вовлечения в хозяйственный оборот незавершенного строительства и законсервированной недвижимости. В настоящее время мы можем констатировать, что ликвидность недвижимости растет, ежегодный прирост количества операций с недвижимостью увеличился за последние 3 года» на 27-30%

Рис.2.2. Особенности ликвидности строительной продукции

Распределительная функция финансов по существу обеспечивает реализацию воспроизводственной функции: выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг и внереализационные доходы подлежат распределению и перераспределению (рис.2.3.).

Рис.2.3. Распределительная функция финансов

Распределение – это покрытие затрат и формирование доходов (убытков) строительных предприятий.

Перераспределение - это вторичное распределение че­рез централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспе­чивающее направление ресурсов в основном в непроизводственную сферу и только частично в производственную. Перераспределению подлежит изъятая часть прибыли, созданная производительным трудом.

Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов обеспечивается выполнение де­нежных обязательств передбюджетом, банками, хозяйственными партнерами, работниками.

Результа­т реализации распределительной функции сводится к:

1) формированию за счет оставшейся прибыли целевых фондов денежных средств;

2) поддержанию эффективной структуры общественного производства и пропор­ций распределения национального дохода.

Особо отметим, что все платежи, сборы, взносы, отчисления, поступающие в централизован­ные фонды, как правило, обезличиваются. Эти фонды служат инстру­ментом перераспределения финансовых ресурсов. Главный рычаг перерас­пределения - бюджетная система и централизованные фонды, составляющие систему социальных, отраслевых, территориальных внебюджетных фондов.

Все централизованные фонды имеют четкую организационную структуру. Поступление и расходование средств этих фондов планируется на основании смет, а исполнение утверждается соответствующим уполномоченным органом.

Таким образом, распределительные и перераспределительные процессы создают:

1) предпосылки рас­ширенного воспроизводства;

2) обеспечивают предприятия и домашние хозяй­ства собственными и иными финансовыми ресурсами;

3) обеспечивают финансовыми ресурсами функционирование государст­ва.

Формирование за счет прибыли фондов денежных средств, в том числе централизованных и децентрализованных, означает наличие целевых источ­ников финансирования конкретных мероприятий. Эти источники находят отражение в финансовых планах, сметах и отчетах об использовании средств по целевому назначению.

Отсутствие прибыли свидетельствует о том, что возможности расширен­ного воспроизводства ограничены теми ресурсами, которые были накоплены ранее. В результате финансово-хозяйственная деятельность неминуе­мо сворачивается, а при финансовой несостоятельности наступает банкрот­ство. Денежные обязательства не выполняются, накапливается задолжен­ность, сокращаются размеры централизованных фондов. Убыточное произ­водство воспроизводит убытки, поэтому в соответствии с экономической логикой оно должно быть закрыто. Напротив, при­быльное производство постепенно расширяется. Это в свою очередь увели­чивает денежные потоки и усиливает распределительные и перераспредели­тельные процессы.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйст­вующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Финансовый контроль выступает в хозяйственной практике в трех формах (рис.2.4.):

Рис.2.4. Контрольная функция финансов

Первая форма контроля направлена на обоснование возможности санкций и целесообразности поощрений, т.е. является основой использования мер принудительного или, наоборот, стимулирующего характера.

Вторая форма обеспечивает реализацию долгосрочной финансовой по­литики, основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и оценка последствий таких изменений в целях обеспечения оптимального управления финансовой системой.

Третья форма финансового контроля сориентирована на определение возможности использования мер запретительного характера, предупреждающих возникновение финансовых кризисов.

Строительная продукция в условиях рынка выступает в форме недвижимости. Ее роль в финансовой системе показана на рис.2.5.

Рис.2.5. Роль строительной продукции

Функции недвижимости в финансовой системе существенно шире ее рассмотрения в качестве объекта инвестирования. Недвижимость выступает, как статья расходов и источник доходов, залоговое обеспечение кредита и материальное обеспечение эмиссии ценных бумаг, разновидность взносов в совместную деятельность, форма сбережения накоплений резидентов и нерезидентов, юридических и физических лиц, гораздо в меньшей степени подверженной обесцениванию, и наконец, как база налогообложения, легко поддающаяся учету и контролю. При этом финансы обслуживают процесс возникновения недвижимости, как объекта собственности, потребляемом в относительно длительном периоде времени, ее хозяйственный оборот и процессы воспроизводства.

Особо отметим роль недвижимости в финансовой системе, как ее стабилизатора. Имея высокую стоимость, недвижимость оттягивает на себя, или, как говорят финансисты, стерилизует денежную наличность.

Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации, определенным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике». Ее общая направленность определяется повышением качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан.

Характеризуя бюджетный процесс прошлого и текущего финансового года, отметим:

1) последовательно решается задача снижения уровня инфляции. За прошедший финансовый год ее уровень составил 10%, в ЕЭС только 2% в год. Это свидетельствует о том, что даже при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка меры регулирования денежной массы реализованы не в полностью;

2) снижен объем государственного долга на 37,6 млрд.руб. Его объем составил около 10% ВВП, что существенно ниже уровня, сложившегося в развитых странах (в среднем 25% ВВП);

3) начата реализация приоритетных национальных проектов, создается основа для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства;

4) увеличены в реальном выражении размеры оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пенсий и ряда пособий в связи с материнством и воспитанием детей;

5) проведенная реформа системы натуральных льгот позволила повысить эффективность социальной поддержки населения. По данным официальных источников бюджетные средства на эти цели предусматриваются в необходимых объемах;

6) вступил в силу новый федеральный закон о государственных закупках, более четко регламентирующий процедуры проведения торгов, создающий условия для расширения круга поставщиков и более эффективного использования бюджетных средств. Из-за отсутствия ряда подзаконных нормативных актов новый механизм закупок пока еще не заработал в полной мере;

7) создан Инвестиционный фонд. Принят закон о концессионных соглашениях. Однако практическое применение сдерживается отсутствием утвержденных Правительством типовых соглашений;

8) продолжена реформа федеративных отношений. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации впервые были исполнены в условиях законодательно установленного разграничения расходных обязательств и доходных источников. Сбалансированность региональных бюджетов улучшилась;

9) особенностью бюджетного процесса стало формирование собственных бюджетов нескольких тысяч вновь образованных муниципальных образований. При этом принятые на федеральном уровне решения позволили субъектам Российской Федерации самостоятельно определять сроки и порядок перехода к модели организации местного самоуправления с учетом реальной ситуации на местах. 46 субъектов Российской Федерации приняли решение не откладывать создание полноценной системы местного самоуправления;

10) в сфере налоговой политики продолжен курс на снижение общей налоговой нагрузки на экономику. Отношение общего объема обязательных платежей к объему валового внутреннего продукта (без учета влияния изменений мировых цен на нефть) снизилось с 28,7% до 27,4%.

В целом, можно констатировать, что приняты принципиальные решения, направленные на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности.

Основные задачи бюджетной политики в среднесрочной перспективе показаны на рис.3.1.

Рис.3.1. Основные задачи бюджетной политики

Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

При формировании и реализации бюджетной политики Правительству Российской Федерации необходимо реализовать следующую совокупность мер:

1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде. Прежде всего, это касается выполнения обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования.

2. Продолжение политики аккумулирования конъюнктурных доходов бюджета в Стабилизационном фонде. Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема целесообразно направлять исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.

3. Повышение результативности бюджетных расходов. Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом.

4. Переход к системе среднесрочного трехлетнего перспективного финансового планирования. При этом, установленные процедуры и сроки разработки и утверждения перспективного финансового плана должны неукоснительно соблюдаться.

5. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

6. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд. Необходимо в кратчайшие сроки завершить формирование нормативной правовой базы реализации положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Следует обратить особое внимание на определение перечня товаров, работ, услуг, закупки которых должны проводиться на аукционах, а также особенностей закупки продукции для нужд обороны и безопасности.

7. Совершенствование управления государственной собственностью. Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного и муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.

В кратчайшие сроки следует законодательно урегулировать вопрос о снижении выкупной цены земельных участков под объектами, находящимися в частной собственности.

8. Неукоснительное соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий, а именно – до внесения проектов бюджетов в законодательные органы.

9. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

10. Совершенствование налогообложения в направлении стимулирования структурных сдвигов, снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового администрирования.

Конкретные мероприятия по изменению действующей системы налогообложения показаны на рис.3.2.

Рис.3.2. Мероприятия по совершенствованию налогообложения

Исходя из основных задач бюджетной политики, сформулируем основные приоритеты бюджетных расходов:

1. Правительство Российской Федерации при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации должно предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

2. Средства, необходимые для реализации задач по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости должны быть учтены при формировании федерального бюджета

3. Обеспечение согласованного осуществления проектов по образованию и здравоохранению и мер структурной модернизации соответствующих отраслей. В частности, необходимо завершить отработку механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений.

4. В сфере образования требуется оказывать поддержку регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании и направленную на повышение доходов учителей. В этой связи целесообразно расширить применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере. Следует также создать необходимые условия для развития образовательного кредитования.

Кроме того, требуется внесение изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений по самостоятельному распоряжению выделенными бюджетными средствами.

5. Необходимо реализовать на практике принципы прозрачности региональных и муниципальных финансов. Минимальный перечень информации об их состоянии, публикуемой в открытом доступе, должен быть единым для всей страны.

Правительству Российской Федерации целесообразно более активно применять систему поощрения субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, добившихся существенного улучшения качества управления общественными финансами, в том числе за счет применения бюджетных грантов.

При этом, в частности, должны быть сформированы механизмы, мотивирующие региональные органы власти к реализации мер по снижению безработицы и созданию активных программ занятости.

6. Целесообразно в кратчайшие сроки утвердить методики оценки эффективности расходов региональных бюджетов в рамках исполнения как собственных, так и делегированных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий. Такая оценка должна проводиться ежегодно, а ее результаты – публиковаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Итак, основные приоритеты бюджетных расходов и на среднесрочную перспективу представим на рис.3.3.

Рис.3.3. Основные приоритеты бюджетных расходов

В целом эффективность финансовой системы определяется степенью соответствия ее функционирования следующим принципам: единства, сбалансированности, целевой направленности, трансферабельности; безопасности (рис.4.1.).

Рис.4.1. Принципы функционирования

Принцип единства заключается во:

1) взаимной непротиворечивости и взаимосогласованности денежной, бюджетной, кредитной, налоговой, страховой систем;

2) единстве законодательной и нормативно-правовой базы;

3) использовании унифицированных форм финансовой документации и отчетности, расчетов и платежей, порядков формирования затрат и финансовых результатов;

4) единообразии санкций за нарушение платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Применительно к строительству совершенно неважно какой вид строительства осуществляет и в каком регионе функционирует строительная организация. Отражение ее деятельности на балансе, порядок реализации строительной продукции, учет доходов и налогообложение едино на всем пространстве страны.

Принцип сбалансированности означает необходимость соответствия поступлений и доходов возникающим финансовым обязательствам (задолженностям). Следует иметь в виду, что заемные средства всегда обременены финансовыми обязательствами, образуя кредиторскую задолженность по выплате основного долга и процентов. Привлеченные средства, имея различный механизм возникновения (долевое участие, акционирование и др.), приводят к появлению различных обязательств (раздел продукции, выплата дивидендов и др.). Использование в хозяйственном обороте собственных и дотационных средств не рождает финансовых обязательств. Но не зависимо от присутствия или отсутствия заемных и привлеченных средств всегда существуют обязательства перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, которые должны быть погашены.

Сбалансированность финансов на макроуровне выражается в устойчивости и стабильности государственного бюджета, в полной окупаемости государственных расходов. На всех уровнях сбалансированность означает полное и своевременное выполнение обязательств и погашение задолженностей. Нарушение принципа сбалансированности приводит к росту неплатежей и задолженностей, увеличению объемов незавершенного строительства, банкротству, а в конечном счете к «омертвлению» капитала. Впервые принцип сбалансированности бюджета был сформулирован в конце XIXв. Министром финансов Российской империи с 1823г. по 1841г. - Е.Ф.Канкриным. Этот принцип был положен им в основу финансовой политики, которая наряду со снижением налогов привела к небывалым финансовым результатам: росту государственных доходов, финансовой стабильности и др.

Принцип целевой направленности предполагает необходимость мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию поставленных целей, как текущего, так и перспективного характера. Этот принцип был в полной мере реализован в начале XX века Министром финансов Российской империи с 1892г. по 1903г. - С.Ю.Витте, осуществившим финансирование строительства заводов, железных дорог и т.д.

Структура вложений финансовых ресурсов определяет перспективы экономического роста. Цели государственных финансов выражаются в:

1) аккумуляции доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, а также организации заимствований;

2) перераспределении ресурсов между сферами жизнедеятельности, программами стабилизации и развития, территориями;

3) погашении финансовых обязательств.

Цели финансов субъектов хозяйствования охватывают извлечение максимальной прибыли и рост рентабельности производства и услуг, вложения в обеспечение конкурентоспособности, перспективного преимущества и устойчивого развития.

Принцип трансферабельности источников финансирования и вложений означает объективную возможность инвестирования из различных источников в разные проекты, виды деятельности, объекты строительства, имущество. Источники инвестирования могут быть взаимозаменяемы, а финансовые обязательства конвертируемы в ценные бумаги различной степени ликвидности с целью ускорения товарно-денежного оборота, предупреждения возникновения и роста неплатежей и задолженностей.

Принцип безопасности обеспечивает:

1) надежность функционирования финансовой системы;

2) подконтрольность стратегической ориентации финансовых ресурсов на устойчивое развитие национальной экономики;

3) реализацию поставленных целей;

4) соблюдение финансовой дисциплины;

5) предупреждение финансовых кризисов.

Практическая реализация принципов функционирования финансовой системы направлена, с одной стороны, на решение важнейших задач развития национальной экономики, с другой на реализацию стратегических целей развития хозяйствующих субъектов.

Структура доходов и расходов государственного бюджета

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

• налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

• налоги на совокупный доход;

• налоги на имущество;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от реализации государственных запасов;

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции, возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины ­государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений: б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

• трансферты населению;

• ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

• бюджетные кредиты юридическим лицам;

• субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

• инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

• кредиты иностранным государствам;

• средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическом) или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:

а) Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,

государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

б) Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные предприятиям кредиты государственным и частным местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

• финансирование промышленного производства;

• финансирование социально-культурных мероприятий;

• финансирование науки;

• финансирование обороны;

• содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

• расходы по внешнеэкономической деятельности;

• создание резервных фондов;

• расходы по обслуживанию государственного долга;

• прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

• заработная плата;

• начисления на заработную плату;

• канцелярские и хозяйственные расходы;

• командировки и служебные разъезды;

• стипендии;

• расходы на питание;

• приобретение медикаментов и перевязочных средств;

• приобретение оборудования и инвентаря;

• приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

• государственные капитальные вложения;

• капитальный ремонт;

• содержание сооружений благоустройства;

• геологоразведочные работы;

• проектирование;

• государственная дотация;

• операционные расходы;

• платежи по ссудам;

• возмещение разницы в ценах;

• прочие расходы.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:

- расходы республиканского бюджета:

- расходы бюджетов членов федерации;

- расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

В Приложении 1 представлены основные характеристики федерального бюджета на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Финансовый механизм (рис.5.1.) включает совокупность: организационных форм финансовых отношений в национальной экономике, методов финансового планирования, оперативного управления и контроля финансовой деятельности, способов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, финансовых рычагов и стимулов, видов правового, нормативного, информационного, материально-технического, кадрового, инфраструктурного обеспечения.

Рис.5.1. Финансовый механизм

А теперь более подробно рассмотрим элементы финансового механизма.

Организационные формы финансовых отношений призваны закреплять разграничение полномочий, взаимные права и обязанности сторон финансовых отношений, включая обязательства хозяйствующих субъектов перед бюджетом и внебюджетными фондами. Договорные отношения, носящие добровольный характер, охватывают отношения между учредителями, хозяйственными партнерами, наемными работниками и работодателями. Финансовые отношения с бюджетом, внебюджетными фондами и партнерами (в части санкций или компенсаций, определенных в судебном порядке), носят обязательный характер (рис.5.2.).

Рис.5.2. Организационные формы финансовых отношений

Методы финансовой деятельности характеризуют способ воздействия финансовых отношений на процессы производства, распределения, обмена и потребления. К ним относятся: планирование и прогнозирование, самофинансирование, налогообложение, учет и контроль, страхование, инвестирование, конвертация, реструктуризация, спонсирование, траст, аренда, лизинг, факторинг и др. Финансовые методы действуют в двух направлениях:

с одной стороны, управляя движением финансовых ресурсов;

с другой, регулируя денежные отношения, соизмеряя затраты с результатами и обеспечивая эффективное использование денежных фондов.

Финансовые методы (рис.5.3.) чрезвычайно разнообразны по своему содержанию. Они используются на всех стадиях строительного производства, охватывая также все этапы жизненного цикла, как самого субъекта хозяйствования, так и его имущественного комплекса, выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг.

Рис.5.3. Финансовые методы

Финансовое планирование и прогнозирование реализует один из основных принципов развития - принцип целеполагания. Некоторые подходы сводят финансовое планирование к формированию бюджетов всех уровней хозяйствования, что не вполне отвечает методологической основе планирования, предусматривающей расширительную трактовку структуры финансового плана и системы его показателей. Они охватывают:

1) основные характеристики финансовых потоков в абсолютном выражении;

2) систему показателей финансовой устойчивости функционирования общественного хозяйства и его составляющих.

Кроме того, современные трактовки учитывают систему показателей финансовой безопасности, как одной из основных составляющих экономической безопасности развития.

Рост объемов долгосрочного кредитования в условиях конъюнктурных изменений, приводящих к расхождению запланированных с фактическими параметрами деятельности, приводит к необходимости использования такого финансового метода, как реструктуризация задолженностей. В процессе реструктуризации может изменяться порядок и график платежей, а в ряде случаев производится частичное списание задолженностей.

Такие методы, как спонсирование, финансовый лизинг и др. призваны компенсировать недостаток средств в бюджетах различного уровня и способствовать ускоренному продвижению и реализации гуманитарных и инновационных идей и проектов.

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Способы их формирования регламентируют порядок аккумуляции денежных фондов целевого назначения и свободного пользования. Соотношение связанных и свободных в использовании средств характеризует степень либерализации экономических отношений и изменяется в зависимости от поставленных обществом целей и задач развития.

Способы образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (рис.5.4.) призваны вовлекать в активный хозяйственный оборот:

1) производственные накопления хозяйствующих субъектов;

2) сбережения граждан;

3) бюджетные средства, ресурсы общественных и международных организаций и фондов;

4) денежные средства и ценные бумаги банковских учреждений, инвестиционных компаний, финансово-промышленных групп и др.

Рис.5.4. Способы образования и использования денежных средств

В последнее время в практике хозяйствования появляются новые, изменяются и дополняются действующие финансовые методы. Теоретически для решения проблем регулирования строительства, в частности предупреждения роста незавершенного строительства могут быть использованы следующие специфические элементы финансового механизма (рис.5.5.).

Рис.5.5. Специфические элементы финансового механизма

регулирования строительства

Повышение норм обязательного резервирования по кредитам, выданным на строительство ориентировано на снижение спроса на кредит, а следовательно отбор лучших, наиболее эффективных инвестиционно-строительных подрядов.

Взимание налога на инвестиции в новое строительство целесообразно рассматривать как меру регулирования застройки.

Внесение штрафного залога (перфоменс-бонда), по существу является мерой усиления ответственности.

Уплата заинтересованным лицом (лицами) пошлины за регистрацию подрядной сделки – способ аккумулирования средств для завершения незавершенного строительства.

Взимание косвенного налога с продукции, полученной на производственных мощностях, созданных за счет прироста инвестиций – может быть использовано, например, для сокращения экологически вредных производств.

Страхование строительных подрядов следует рассматривать как метод снижения рисков.

Какие из приведенных элементов финансового механизма регулирования строительства будут востребованы практикой определят приоритеты развития национальной экономики.

Кредитная система современной России представляет собой совокупность банковской, почтово-сберегательной систем и специализированных кредитно-финансовых институтов (рис.6.1.).

Рис.6.1. Кредитная система

Банковская система – совокупность кредитных организаций, действующих в рамках единого банковского законодательства. Банк России осуществляет общее регулирование деятельности банковской системы.

В хозяйственной практике выделяют два основных уровня банковской системы:

1. Банк России, осуществляющий нормативно-правовое обеспечение и регулирование деятельности совокупности кредитных организаций.

2. Кредитные организации, которые:

1) обеспечивают сохранность вкладов;

2) ведут банковские счета клиентов;

3) совершают платежно-расчетные операции;

4) управляют банковскими и трастовыми активами и др.

Кредитные организации могут выступать в роли кредиторов и заемщиков. Их деятельность лицензируется. Они могут иметь любую форму собственности.

Кредитные организации по своей организационно-правовой форме в соответствии с банковским законодательством являются хозяйственными обществами.

Кредитные организации выступают в форме:

1. Банков, осуществляющих все виды банковских операций.

2. Небанковских кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские операции.

3. Иностранных банков - кредитных организаций, зарегистрированных на территории другой страны.

Классификация кредитных организаций представлена на рис.6.2.

Рис.6.2. Классификация кредитных организаций

Основные проблемы развития банковской системы на современном этапе развития могут быть определены, как:

1) расширение масштаба деятельности;

2) развитие потребительского кредитования;

3) формирование кредитных портфелей и залогово-гарантийных пулов;

4) сближение кредитных условий с развитыми странами (удлинение сроков кредитования, снижение ставок, распределение рисков и др.);

5) участие в ипотечном кредитовании;

6) развитие разнообразных форм поддержки отечественных производителей;

7) информатизация банковской деятельности;

8) приведение в соответствие с основными приоритетами развития законодательной базы и др..

Основным видом банковской деятельности является кредитование. Кредиты можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, по основным группам заемщиков: кредит хозяйст­вующим субъектам, населению, государственным органам власти, нерезидентам, иностранным государствам.

По назначению (направлению) различают кредит: потреби­тельский, промышленный, торговый, сельскохозяйственный, ин­вестицион


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: