Нормальные и подчиненные

Используемые и потребляемые.

Ограниченные и свободные.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.

Контрольные вопросы

■ Каковы исторические ограничения фордистских технологий?

■ Что нового внесли в теорию управления школа "человеческих отношений" и Тавистокская школа?

■ На каких принципах строятся современная философия управления и концепция управления человеческими ресурсами?

■ Каковы основные формы активного сопротивления работников менеджменту?

■ Каковы основные формы пассивного сопротивления менеджменту на индивидуальном и коллективном уровнях?

■ В чем заключается характер трудового компромисса?

■ Как повлиял Трудовой кодекс 2002 г. на изменение отношений занятости в современной России?

Цена – денежное выражение стоимости.

Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.

Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.

• Производство благ требует использования ресурсов.

• КЛАССИФИКАЦИЯ БЛАГ

К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой. Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.

Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

• ТРИ ПРИНЦИПА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

Во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы.

Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки).

В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

• К ОБЩЕСТВЕННЫМ БЛАГАМ ОТНОСЯТСЯ:

образование,

здравоохранение,

наука,

энергетика,

общественный транспорт,

гидротехнические сооружения,

водное хозяйство,

сооружения для спорта,

культуры и отдыха,

полиция,

оборона,

пожарная охрана

общественное управление.

• ЧТО ТАКОЕ РЫНОК?

• ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

К. Макконнелл, С. Брю.

Рынок – система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег и обеспечивающая эффективное решение экономических проблем.

• Понятия «рынок» и «товар» не могут существовать друг без друга. Без товара(ов) не может быть рынка, а без рынка не может быть товара(ов).

• РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ФУНКЦИИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ:

Во-первых, универсальным средством перемещения жизненных благ между людьми, территориями, государствами. Товарно-денежные отношения существенно ускоряют процесс движения товаров от производителей к потребителям, вовлекая в оборот многочисленные ресурсы общества.

Во-вторых, уникальным регулятором экономики, прежде всего предложения и спроса.

• РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ФУНКЦИИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ:

• Рынок стимулирует производство товаров и услуг, обеспечивает равновесие спроса и предложения без принуждения и приказов, а с помощью «невидимой руки» (А. Смит).

В третьих, независимым распределителем жизненных благ между потребителями на эквивалентной и возмездной основе: каждый дает, только беря, и берет, только давая.

• РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ФУНКЦИИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ:

В четвертых, объективным оценивателем способностей каждого человека в роли потребителя, предпринимателя, производителя и, выявляя «пользу для общества», объективно вознаграждает человека.

В пятых, всеобщим средством общения людей. Достаточно нескольких жестов, чтобы продавцам и покупателям понять друг друга на общедоступном языке – товарном. Мгновенно отзываясь на все рыночные стимулы, он материалистичен и бесстрастен.

• СТРУКТУРА РЫНКА

• К ПРЕИМУЩЕСТВАМ РЫНКА МОЖНО ОТНЕСТИ:

Высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей, повешению качества товаров и услуг.

Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Независимость в принятии своих решений, заключении сделок и т.п.

• К ПРЕИМУЩЕСТВАМ РЫНКА МОЖНО ОТНЕСТИ:

Эффективное распределение ресурсов, то есть способность рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство необходимых потребителям товаров.

• К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:

Успешное функционирование экономики при наличии ограниченной информации - достаточно для предпринимателей иметь данные о цене товаров, издержках производства и потенциальных партнерах.

Гибкость и высокая адаптивность (приспособляемость) к меняющимся условиям.

• К НЕГАТИВНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:

Использование результатов и достижений научно-технической революции. Стремление к максимально высокой прибыли вынуждает товаропроизводителей разрабатывать новые товары, вводить новые технологии и т. д.

• К НЕГАТИВНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:

Низкую способность рынка к сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, укреплению здоровья людей.

Ориентацию рынка прежде всего на удовлетворение потребностей тех, кто платит, при безразличии к производству социально значимых товаров и услуг.

• К НЕГАТИВНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:

Нестабильную занятость и негарантированный доход, что приводит к расслоению общества на «бедных» и «богатых».

Постоянные изменения рыночной конъюнктуры с присущими ей затовариванием, спадами производства, инфляцией, безработицей.

• ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

• 3 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Любое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении трёх главных проблем:

  1. ЧТО производить?

2. КАК производить?

3. КТО станет потребителем произведенных благ?

• ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМАсовокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу:

производства,

распределения,

обмена и потребления экономических благ.

• ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экономические цели потребителя – максимизация удовлетворения и полезности.

Экономические цели общества – экономический рост

v Повышение эффективности.

v Полная занятость.

v Социально-экономическая стабильность.

v Стабильность уровня цен.

v Экономическая свобода.

v Справедливое распределение доходов.

v Обеспечение нетрудоспособных.

v Экологическая безопасность.

v Участие во всемирном хозяйстве.

• ВИДЫ ЭКОНОМИКИ

Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов.

Командная экономика – решения о производстве и распределении принимается государством.

Рыночная экономика – форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.

• СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА ОСНОВЫВАЕТСЯ НА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: