Захваты

Ласточки

Банкротства

ликвидации

Мыши

           
     


Мыши Мыши Львы Слоны

захваты

           
   
   
 


Лисы Лисы Бегемоты

           
     
 
 


Рис. 1.3. Цикл жизни фирмы.

Если фирма научится делать что - либо лучше других, ей уже не страшны конкуренты в данной сфере специализации. Компания-лиса растет, укрепляется и занимает, все большую часть своего рыночного сегмента: сначала в национальных, а при удаче и в международных масштабах. Чтобы продолжить рост, надо вторгнуться в сферу массового производства. Это далеко не простой выбор. Ведь вне своей рыночной ниши «лиса» становится более уязвимой для конкурентов. Но переход к массовому производству обычно оканчивается благополучно, если избранная специализация оказалась перспективной.

«Хитрая лиса» превращается в «гордого льва», то есть в компанию, удовлетворяющую своей продукцией быстро растущий спрос на массовую разновидность товаров или услуг. К состоянию «льва» есть и другой путь - рискованный и мало кому покоряющийся путь прорывного научно-технического прогресса.

В случае успеха, занятая такой деятельностью компания («первая ласточка») оказывается на волне динамично растущего спроса, далее эволюция фирмы продолжается в рамках стратегии «гордого льва».

Динамическое состояние «гордого льва» постепенно сменяется ролью «могучего слона». Дело в том, что ни одна отрасль экономики не пребывает постоянно в состоянии взрывного роста. Наступает и насыщение рынка. Чтобы не стать заложником судьбы единственного товара, фирма проникает во все новые сферы, стремясь везде занять доминирующие позиции. Положение «могучего слона» очень устойчиво: компания пребывает в нем порой до столетия и даже больше.

Но возможна и дальнейшая - уже неблагоприятная эволюция - в направлении «неповоротливого бегемота». Сохранив гигантские размеры, такая фирма обрастает бесчисленными второстепенными производствами, становится трудноуправляемой, окончательно утрачивает динамизм, а вместе с ним и прибыльность. Благодаря огромным размерам и мощи все это не ведет к немедленному краху: действие развивается десятилетиями, картина меняется еле заметно. Однако, принципиальных выходов из этой ситуации только два. Либо избавление от неэффективных производств путем их ликвидации или распродажи и возвращение к стадии «слона». Либо поглощение более удачливыми конкурентами, знаменующее конец истории фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: