Малое предпринимательство

Термин «малый бизнес» в основном получил распространение в англоязычных странах. В России, западноевропейских странах и Японии чаще пользуются термином «малые и средние предприятия». Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:

* более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

* мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

* более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

* снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

* повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу:

* ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

* ускорить внедрение научно-технических достижений;

* полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

* мелкий наукоемкий бизнес дает 50 процентов всех промышленных новшеств, в том числе 95 процентов радикальных изобретений;

* наладить выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. По мнению экспертов, стабильность рыночных отношений в стране наступает, когда 20-30 процентов граждан имеет свое собственное дело. Для условий России это означает, что ее экономика начнет функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будет действовать не менее 3 миллионов фирм.

В последние десятилетия сложился своеобразный симбиоз монополий и мелких и средних фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в США - 30-40%.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. В основном главным критерием отнесения предприятий к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В России к малым в промышленности, строительстве и транспорте относятся предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в прочих отраслях - до 50 человек.

В Японии при разделении предприятий на группы, в зависимости от их размеров, помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются 2 показателя: размер капитала и численность персонала. По классификации, которой пользуется Администрация по делам малого бизнеса США, «малый бизнес» - это предприятия, которые находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли и на них работает не более 500 человек. Во Франции, Германии и Италии верхняя граница численности работающих на малых предприятиях около 500 человек, в Японии - 300, в Великобритании - 200, Нидерландах - 100, Бельгии и Дании - 70. В оптовой и розничной торговле, сфере услуг, финансовом и страховом бизнесе этот показатель, в среднем, вдвое ниже. В некоторых странах в качестве дополнительных показателей используются: показатель оборота капитала, стоимость недвижимости и пр.

Но есть у малых предприятий и слабые стороны, с которыми следует считаться:

* трудности финансирования;

* повышенная чувствительность к экономическим изменениям (инфляция, рост цен, политика блокирования цен, уменьшение кредита и т.д.) вследствие небольшого «запаса прочности»;

* множество проблем личностного характера;

* пока еще низкий уровень специализации и некомпетентность менеджеров, отсутствие необходимого информационного обеспечения;

* единоличная ответственность предпринимателя за свой бизнес.

Существуют следующие проблемы, в наибольшей степени сдерживающие создание новых малых предприятий и их развитие:

* организационные (регистрация, юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке и пр.);

* обеспечение деятельности предприятия (помещение, оборудование, персонал, безопасность, налаживание отношений с местными органами власти и т.д.);

* материально-финансовые (формирование капитала для регистрации предприятия, формирование стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками сырья и сбыт продукции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: