Тема 6. Оценка надежности персонала

Баллов. Диагноз: спящая красавица.

Балла. Диагноз: временно отдыхающий.

В таком состоянии подвигов не совершить. Хронические истерики или депрессии вам пока не грозят, но профессиональные достижения уже потеряли свою прелесть. Впрочем, если вы уже успели достичь результатов, о которых мечтали, ситуация не так уж трагична: возможно, это временное почивание на лаврах.

Совет: не забывайте о том, что почивать на лаврах вечно невозможно. Задумайтесь о будущем. Если же вас иногда все-таки гложет обида на судьбу-злодейку или зависть к более успешным коллегам, это тревожный сигнал. Срочно ищите новые возможности и источники вдохновения.

Опытный психотерапевт скажет вам: «А вот это мы, батенька, будем лечить!» Не бойтесь — это не смертельно. Налицо признаки выгорания, но вернуть прежнее состояние душевного подъема вполне возможно.

Совет: необходима смена обстановки, мотивации и профессиональных целей, поиск новых внутренних ресурсов. Не исключено, что придется поменять место работы, перейти на новый уровень ответственности и полномочий. Попробуйте составить план — кем вы себя видите и чем занимаетесь через месяц, год, три года и т.д. Не стесняйтесь просить о помощи и моральной поддержке близких людей, а при необходимости — специалистов-психологов.

Эффективное использование трудового потенциала связывается с необходимостью решения следующих проблем:

В настоящее время необходимо решить, по крайней мере, три проблемы качества рабочей силы, ее конкурентоспособности:

1) проблема быстрого освоения выбранной профессии на уровне, соответствующем степени развитости конкретной отрасли знаний;

2) проблема профессиональной надежности, включающей надежность знаний, навыков и умений в экстремальных условиях деятельности;

3) проблема сохранения и продления профессионального долголетия.

В то же время эти проблемы должны быть «встроены» в действующие технологии и повседневную практику HR-менеджмента. Таким образом, может быть сформирован и реализован механизм управления надежностью персонала, включающий в себя большинство функций HR-менеджмента (Задание 1 раздаточного материала).

       
 
 
   


Рис. Механизм управления надежностью персонала

Антиподом надежности персонала выступает его ненадежность, которая чаще всего ассоциируется с ошибочной деятельностью человека. Используем «доказательство от противного». Понятие ошибки связывают с человеком, хотя иногда говорят об «ошибках приборов» вместо правильного термина «погрешность». Тогда работу технического устройства, объекта определяют как аномальную, если она выходит за расчетную погрешность, что также может указывать на повреждение или отказ. Иногда по аналогии с отказом техники говорят об «отказе» человека как неспособности выполнять работу по назначению. Во многих источниках ошибку человека-оператора определяют как отклонение от стандартного режима функционирования, которое приводит к нежелательным результатам деятельности, иначе — как действие или бездействие, которое привело к отклонению управляемых параметров технической части системы за допустимые пределы или запрещено правилами. В различных источниках ошибки классифицируют достаточно многообразно: ошибки мышления в суждениях и принятии решений; ошибки памяти в забываниях, перестановках, перепутывании физических и мыслительных операций; ошибки восприятия и внимания в обнаружении, идентификации, интерпретации объектов, а также в искажениях и иллюзиях; ошибки эрозии квалификации и опыта, подмены навыка; ошибки деградации способности от стресса, утомления и страха, в чрезвычайной ситуации.

Обобщая содержание феномена ошибки, необходимо выделить наиболее существенные категории. Во-первых, можно отметить категорию сознательной непреднамеренности ошибающегося человека. Это условно разделяет понятия «вины» и «ошибки». Во-вторых, выделяется категория непостоянной дееспособности человека. Далее можно выделить праксеологическую сторону ошибки, как эффективность, результативность и производительность деятельности. Это наиболее сложная категория, поскольку здесь человек, помимо прагматического аспекта, оценивает результаты и как возможности удовлетворения мотивации, своих смыслов и ценностей. Поскольку деятельность происходит во времени, выделяется категория своевременности, или темпоральности. Размер или объем результата означает степень соответствия замыслу, цели, плану и зависит от понятий правильности и точности действий человека.

Одной из причин, нивелирующих качественные характеристики работника, снижающих уровень его надежности в результате нарастания количества ошибок, является «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: