Тема 8. Государство и политическая система общества. Государство и демократия

Темы 7. Механизм государства. Государственный аппарат. Органы государства.

Механизм государства является одним из основных признаков государства. Он формируется и развивается вместе с самим государством и представляет собой взаимосвязанную, взаимодействующую и взаимозависимую систему государственных органов, государственных учреждений и государственных предприятий, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Без этих составляющих элементов механизм государства не в состоянии функционировать. Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, каждый из которых выполняет строго определенные функциональные обязанности и занимает свое место в иерархии государственных органов. Государственный орган как отдельное звено государственного аппарата является составной частью механизма государства, имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой.

Понятие «политической системы общества» включает в себя совокупность всех политических явлений, существующих в социально неоднородном обществе. Существует несколько подходов к рассмотрению соотношения государства и политической системы общества. Если государство рассматривать как один из составляющих политическую систему общества элементов, то, безусловно, государство занимает центральное место в политической системе общества и играет там самую главную роль. И это позволяет государству по своему усмотрению решать все вопросы, в том числе и те, которые непосредственно задевают проблему государственно-правового режима. В таком случае государство способно охватить всю политическую систему общества, и в таком случае неизбежно устанавливается антидемократическая форма государственно-правового режима. Если же государство рассматривать как такую организацию политической власти, которая функционирует параллельно с политической системой общества, но тесно взаимосвязана с ней, и взаимодействует с ней на основе имеющейся системы права, то можно близко подойти к идее гражданского общества.

Представление о гражданском обществе сформировалось в середине ХУ11 века и прошло длительную эволюцию. Современная теория государства и права дает очень пространственное определение понятия «гражданское общество». Попытки дать более конкретизированное определение понятия «гражданское общество» привели к следующему варианту. Гражданское общество – это такое общество, которое находится на довольно высоком уровне своего политического, экономического, социального и духовного развития, может контролировать государство и диктовать ему свои условия. Наличие или же отсутствие гражданского общества определяется наличием или отсутствием его основных признаков в том или ином государствообразующем обществе.

Слово «демократия» имеет греческое происхождение и буквально это слово можно перевести как власть народа или народовластие. Но буквальный перевод очень часто уводит от истинного значения. Поэтому демократия представляется как такая форма организации жизнедеятельности государства и общества, при которой основным источником государственной власти является государствообразующий народ.

Понятие «форма демократии» отражает специфику осуществления демократии и при всем многообразии вариантов выделяются две основные формы: непосредственная и представительная. Под непосредственной (прямой) демократией понимается прямое волеизъявление народа, непосредственное решение им вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение своего мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и т.д.). Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия предполагает осуществление власти народом через представительные органы.

Понятия «государство», «право», «личность» тесно взаимосвязаны, так как государство как организация политической власти призвано обеспечивать оптимальные условия для жизнедеятельности своих граждан. Равные возможности для всех людей, проживающих на его территории, государство способно создавать только на основе правовых норм, обеспечивающих формальную и действительную стороны реализации потребностей населения. Право обеспечивает равные возможности для каждого из индивидов, которые пользуется этими возможностями в силу своих собственных (личных) способностей. Существует множество подходов к определению понятия «личность», каждый из которых подчеркивает какую-то одну характеристику индивида. Например, одна из характеристик личности связана с индивидуально определяемой совокупностью общественно значимых особенностей человека, которые проявляются в отношениях между людьми, обществом и государством.

Темы 10. Правовое государство и проблемы его формирования.

Правовое государство представляет собой правовую организацию государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленное на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах. Правовое государство это то же самое государство, только на очень высоком уровне своего политического, экономического, социального и духовного развития. Иногда можно встретить мысль о том, что идея правового государства это очередное теоретическое увлечение после идеи построения коммунистического общества. Тем не менее, идея правового государства не такая уж и заоблачная. Основные признаки правового государства, обозначенные в работах современных исследователей, позволяют отличить правовое государство от не правового государства. Среди этих признаков можно выделить следующие: наличие демократического государственно-правового режима, верховенство права, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, наличие гражданского общества и т.д. для формирования правового государства, по мнению современных исследователей, необходимы определенные условия. В их числе: теоретическое осмысление философии правового государства, документальное подтверждение выбора идеи правового государства в качестве главного направления развития государства, убеждение всего общества в необходимости формирования правового государства и организации жизнедеятельности людей, общества и государства на основе права и с помощью правовых средств. В статье 1 главы 1 Конституции РФ Российская Федерация определена как федеративное, демократическое, правовое государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: