Темы 16, 18. Правотворчество и нормативно-правовые акты. Нормы права

Тема 15. Механизм правового регулирования.

Раздел 4. Правовое регулирование.

В государстве за долгие годы его функционирования складывается специфическая система способов, принципов и средств регулирования поведения людей. Эти способы, принципы и средства регулирования поведения людей непосредственно связаны с действующим законодательством и именуются механизмом правового регулирования. Если правовым регулированием называют воздействие государства на общественные отношения с помощью правовых норм, то механизм правового регулирования это система способ, средств и принципов, с помощью которых государство осуществляет правовое регулирование общественных отношений. Основными элементами механизма правового регулирования можно назвать: правотворчество, нормы права, юридические факты, правоотношения, реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений. Предмет правового регулирования – это определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Метод правового регулирования – это специфика или характер воздействия правовых норм на общественные отношения. Теория государства и права выделяет два методы: императивный и диспозитивный. Тип правового регулирования – это преимущественно используемый в правовой системе того иного государства юридический или правовой режим регулирования. Выделяются два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Механизму правового регулирования присуще еще и такое понятие, как способ правового регулирования. Способом правового регулирования называется конкретный прием, используемый для воздействия на поведение участника общественного отношения. Он представляется в виде: дозволения, обязывания и запрета.

Процесс правообразования в каждом отдельно взятом государстве начинается в момент образования государства и завершается с исчезновением этого государства. Правотворчество является одним из составных частей процесса правообразования и завершается формированием и оформлением новой нормы права, принятием нового нормативно-правового акта, появлением закона и т.д. Правотворчество – это деятельность специально на то уполномоченных государственных органов и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов. Принципы правотворчества: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность, скрупулезность подготовки законопроектов, техническое совершенство принимаемых актов. Правотворческий или законодательный процесс – это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов и принятия нормативно-правовых актов высшим органом государственной власти.

Специфика правотворческого, законодательного процесса зависит от особенностей традиций каждого государства в отдельности, тем не менее, общим для всех является то, что, во-первых, создание нормативно-правового акта урегулировано конституцией страны; во-вторых, осуществляется высшими органами государственной власти; в-третьих, законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга стадий. Начальным моментом в процессе появления нового нормативно-правового акта служит законодательная инициатива. Законодательной инициативой называется принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. В соответствии с статьей 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право принятия решения по законодательной инициативе принадлежит законодательному органу. Процесс создания, изменения или отмены нормы права занимает время от нескольких месяцев до одного, двух и более лет, и состоит из нескольких стадий. Первая стадия. Внесение законопроекта в государственную Думу субъектом права законодательной инициативы и рассмотрение проекта в первом чтении. Для принятия проекта федерального закона в первом чтении. Вторая стадия. Доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта. Третья стадия. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении для окончательного согласования текста законопроекта, устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей, редакционной правки и т.д. Четвертая стадия. Рассмотрение закона Советом Федерации. Пятая стадия. Рассмотрение федеральных законов президентом РФ. Шестая стадия. Обнародование и вступление закона в силу. Виды правотворчества взаимосвязаны с субъектом, осуществляющим правотворчество, и представляют собой: референдум, принятие нормативно-правовых актов уполномоченными органами государства, санкционирование государством обычаев, выработка судебного прецедента.

Нормативно-правовой акт – это властное веление специально на то уполномоченного органа государственной власти, которое устанавливает новую норму права, изменяет или же отменяет устаревшую норму права. Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом процедурном порядке специально на то уполномоченным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов устанавливается особым образом и имеет свою специфику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: