Физическая культура личности

Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития их множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в достижении и физических нагрузок; в общении; контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиции своего «Я»; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий и др.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее направление активности. Можно выделить следующие мотивы:

ü Физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

ü Дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

ü Долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

ü Совершенства, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

ü Подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достижениями, приобретенными в результате занятий;

ü Спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо спортивных результатов;

ü Процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

ü Игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

ü Комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях и др.

Человек, как личность формируется в процессе собственной жизни: в учебе, труде, общении с людьми. Физическая культура и спорт вн6осят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки; быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимости результата спортивных соревнований от условий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействует формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях по физической культуре учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательных требованиях гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом учебном заведении определяет в значительной мере степень готовности каждого выпускника к работе по специальности. Сущность трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, общественно-полезному труду. В процессе подготовки и проведения занятий необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по благоустройству площадок, выполнению производственного труда в период нахождения в оздоровительно-спортивных лагерях и т.д.

Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе занятий физическими упражнениями переносятся в последующем и на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание. В физической культуре заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведении до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в фигурном катании, гимнастике способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, парусным спортом и др. позволяет понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укреплять здоровье, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально волевых качеств, этических норм поведения в обществе.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств и степени развития интересов, потребностей, убеждений.

Когда мы говорим о физической культуре студента мы говорим что здесь физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

В структуру физической культуры студента включают 3 компонента:

-операционный компонент;

-мотивационно-ценностный компонент;

-практико-действенный компонент.

Операционный компонент – это двигательные умения и двигательные навыки, которые приобретает человек, это тот уровень физического развития, физической подготовленности, физического совершенства, которые он в ходе занятий физической культурой.

Практико-действенный компонент – включает в себя виды деятельности, которые помогают формированию физической культуры студента: это познавательная деятельность, направленная на получение знаний в той области физической культуры, которой увлекается студент, пропагандистская, инструкторская.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, направленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Литература:

1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. – М.: Гардарики, 2004. – 448с.

2. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008. – 700с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480с.

5. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.

6. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. -319с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543с.

8. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999.-324с.

9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры псд. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 36с.

10. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 139с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: