План лекции. 1. Формы социальной работы

1. Формы социальной работы

2. Социальная работа и социальная защита

3. Уровни практики в социальной работе

4. Направления социальной работы (в системе социального обслуживания населения; в системе образования, в пенитациарной системе и др.)

Основное содержание лекции

1. Формы социальной работы

Основными формами (видами) социальной работы являются:социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Охарактеризуем некоторые из них.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые другие), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест, заключения и т.п.).

Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Объекты процесса социальной реабилитации – группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возрасти; подростки с девиантным поведением; лица, страдающие хроническим алкоголизмом, употребляющие наркотические и одурманивающие вещества; несовершеннолетние мамы; жен­щины и дети, подвергающиеся насилию; безработные; бездомные; беженцы; мигранты и т.д..

Социальное обслуживание (составная часть системы социальной защиты населения, важное направление социальной политики в целом) – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ », 1995 г). Закон обязывает осуществлять социальное обслуживание в соответствии с государственными стандартами, определяющими основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания (утверждаются Правительством России; обязательны для социальных служб всех форм собственности).

К социальным службам отнесены: предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ » установлены основные виды социального обслуживания: материальная помощь; социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта, организация временного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

Право на бесплатное социальное обслуживание в государственной системе служб имеют граждане:

- неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью при условии отсутствия у них родственников, а также при малообеспеченности;

- находящиеся в ситуации, порожденной безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами;

- несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Для отдельных категорий нуждающихся формы социального обслуживания конкретизируются. Так, законом РФ«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) для этой группы населения также предусмотрены:

- социальное обслуживание на дому;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного, (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание;

- социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полно-ценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Адресная социальная помощь - система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:

- денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, по-купка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;

- дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;

- натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осущест-вление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топ-лива;

- гуманитарную помощь;

- услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально- психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепле-ние к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночно-го проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с "лежачими" больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть:

- совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально- демографическим группам или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня ми-нимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);

- отсутствие средств к существованию;

- одиночество и неспособность к самообслуживанию;

- материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а так-же в результате исполнения служебных обязанностей и т.д.

2. Социальная работа и социальная защита

В расширенном понимании под социальной зашитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Понятие «социальная защита населения» в научной литературе анализируют в разных ракурсах. В связи с чем представлено более десятка его различных трактовок. Мы будем рассматривать его в «системном аспекте, т.е. во взаимосвязи с социальной сферой. Объяснение этому таково. Социальная сфера – это то пространство, в котором: 1) возникают и проявляются социальные проблемы индивида, группы, сообщества; 2) локализованы средства смягчения, разрешения, предупреждения (в определенном объеме) социальных проблем. По отношению к социальной защите населения как системному объекту социальная сфера создает ее внутреннюю и внешнюю среду.

Социальная сфера включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры. Опираясь на исследования А.И.Салжаницына, в качестве объектов социальной сферы (с учетом отраслей экономики) выделим: здравоохранение; образование (дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения профессионального образования); жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание; культура, спорт, отдых и организация досуга; транспорт и связь; общественное питание и торговля; специальное социальное обслуживание (фонды социального назначения: пенсионный, социального и медицинского страхования и др.); организации и учреждения службы занятости; учреждения собственно системы социальной защиты (дома-интернаты, центры социального обслуживания и др.) [1, С.21].

В своей совокупности указанные элементы социальной инфраструктурыобеспечивают систему социальной защиты населения (ССЗН) и гарантий прав населения, установленных законами государства и закрепленных Конституцией РФ. В широкой трактовке социальную защиту характеризуют как политику государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от места жительства, национальности, пола, возраста. Причем в той или иной мере социальная защита имеет отношение к каждому жителю, например, в части обеспечения конституционных прав и свобод личности. Более узкое определение понятия социальной защиты исследователи связывают с мерами по реализации социальной политики государства в сфере обеспечения прав и гарантий, созданием условий для достижения приемлемого уровня жизни, удовлетворения насущных потребностей человека; права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения; на труд и отдых; защиту от безработицы; охрану здоровья и жилища; на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца; для воспитания детей и др. [2, С.32-33]. Следовательно, по мнению П.Д.Павленка, которое мы поддерживаем, социальная защита может быть интерпретирована как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, призванных обеспечить социальную защищенность человека [3].

С позиций системного подхода мы определяем систему социальной защиты населения как оформленную в организационном, управленческом и содержательном аспектах, открытую, многоуровневую подсистему социальной системы государства, которая через совокупность комплексных мер (политического, социально-экономического, психолого-педагогического и др. характера) направлена на смягчение последствия социальных рисков, обеспечение приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития общества, а также удовлетворение социальных потребностей людей по поддержанию их жизнеобеспечения и деятельного существования.

Основные цели ССЗН рассматриваются сквозь призму избавления от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных ситуациях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [4, С.93]. Следует согласиться с А.А.Козловым, в том, что ССЗН должна гарантировать: достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинства; максимально полный охват социального пространства, то есть социальную защиту всех категорий граждан; равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы, причем экономически «ослабленные» группы населения должны быть социально надежно защищены, включая материальное существование и возможности для социального и духовного развития каждого человека; эффективность функционирования учреждений социальной защиты.

До 2004 г. единая государственная ССЗН страны реализовывалась через деятельность ряда министерства и ведомств, в том числе: Министерства труда и социального развития (организовывало социальную защиту лиц, имеющих права на те или иные виды социального обеспечения, а также лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации), Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства по чрезвычайным ситуациям и др.. Их общие цели отражались в функциональной направленности на обеспечение социально приемлемых условий жизни и уровня функционирования каждого человека. В настоящее время функции собственно социальной защиты относятся к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое реализует их во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениям. Их деятельность направлена на реализацию социальной политики государства в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, поддержки семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей и других категорий граждан. Министерство осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; занятость населения; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание и др.

Итак, в самой сути ССЗН отражается гуманистическая сущность и направленность общественного развития, акцентируется внимание на социальные аспекты труда, быта, досуга; нужды и законные интересы людей. Следовательно, отмечает П.Д.Павленок, она может быть интерпретирована как система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь приемлемого уровня жизни населения в соответствии с условиями общественного развития.

Отметим вслед за Т.С.Пантелеевой и Г.А.Червяковой, что ССЗН относится к сфере производства нематериальных услуг: ей свойственны специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), то есть работники оказывают услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. При этом не происходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта, а процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом потребления [2, С.6].

Инструментом реализации мер социальной защиты выступает социальная работа, с позиций системного подхода рассматриваемая как система, включающая в себя три подсистемы (область научного знания, образовательный комплекс, практическая деятельность), обладающих собственной иерархией элементов (целью, принципами организации, объектом и предметом и др.) и особенностями их содержательного наполнения.

3. Уровни практики социальной работы

Основанием для выделения уровней социальной работы в учебной литературе чаще всего используется признак «масштабы деятельности» (П.Д.Павленок, А.С.Сорвина, Е.И.Холостова). В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Анализ работ в области экономики, политологии, социологии и других наук позволили сделать вывод о том, что практические меры социальной защиты населения в настоящее время все большей степени реализуются на уровне конкретного региона. Под регионом понимают ту или иную административно-территориальную единицу, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления (С.Барзилов, А.Новиков, А.Ченышов). В России – это Федеральные округа, республики, края, области и др.

На наш взгляд, интерес к анализу жизнедеятельности регионов не случаен, поскольку он рассматривается как естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей [5, С.404]. Его характеристику определяет, прежде всего, географическое местоположение как часть географической среды, включаемой в человеческую жизнедеятельность, которая характеризуется естественными средствами существования и естественными средствами производства. В контексте социально-экономического развития региона его географическое положение, размер территории, климат, уровень средств производства, состояние социальных институтов (семьи, образования и др.) входит в совокупность объективных факторов исторического процесса. Как известно [6, С.101], географическая сфера влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Поэтому на региональном уровне наиболее выпукло проявились различия в проблемном поле социальной работы и специфике складывающихся систем социальной защиты населения.

Анализ научной литературы показывает, что именно на региональном уровне отражаются наиболее специфичные тенденции развития отраслей социальной сферы и организации социальной защиты населения конкретных территорий в том числе, так как развитие последней базируется на экономике региона как материальной основе общества. Это обстоятельство, в свою очередь, находит отражение в нормативно-правовой базе, направлениях региональных социальных программ, содержании практической социальной работы.

Процессы регионализации социальной защиты населения особенно усилились с 2005 г. в связи с вступлением в силу ряда законодательно-нормативных актов, в том числе Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ о перераспределении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации в области социального обслуживания населения (в частности, статьи 56, 65). Вслед за Л.В.Топчим отметим, в соответствии с этим законом, в компетенцию региональных органов власти и местного самоуправления включено решение следующих задач социальной защиты:

- разработка нормативно-правовые актов, определяющих правовую защиту социальных программ и регламентирующих порядок организации и предоставления адресной социальной помощи населению региона;

- с учетом местных условий и возможностей разработка и реализация собственных региональных программ, дополняющих федеральные, что способствует повышению гарантий социальной защиты различных слоев населения;

- в рамках инфраструктуры социальной защиты создание собственных организационно-управленческих структур, имеющих достаточно высокую мобильность и целевую направленность, что принципиально важно в условиях становления и развития рыночных механизмов в экономике;

- обеспечение создания и развития современной социальной инфраструктуры, базирующейся на самофинансировании и самоуправлении и расширяющей полномочия органов социальной защиты;

- определение и реализация порядка обеспечения недостаточно защищенных слоев населения товарами и услугами, создание в рамках действующего законодательства необходимых условий для деятельности спонсорских и благотворительных организаций, различных фондов.

На наш взгляд, в своей совокупности, решение перечисленных задач обеспечивает на региональном уровне формирование определенных моделей социальной защиты населения, специфика которых обусловлена национально-историческими процессами и менталитетом населения, уровнем региональной ресурсной обеспеченности, состоянием массового сознания населения. В число основных факторов, актуализирующих формирование региональных ССЗН, мы включаем следующие:

- усиление различий в уровне развития регионов, обусловленное природно-климатическими условиями, национальными и социально-историческими особенностями, социально-экономической диспропорцией;

- регионализация социальной политики в условиях интеграционных и дифференционных процессов в функционировании институтов социальной защиты;

- расширение инноваций социального плана (экспериментальные социальные нововведения в рамках реализации региональных моделей социальной защиты; ориентированные на условия и ресурсные возможности конкретного региона по социальной поддержке отдельных категорий граждан; создание комплексных социальных служб, предназначенных для расширения сферы и повышения качества социальных услуг населению и др.);

- возрастание роли социальной работы как инструмента и средства практического воплощения мер по социальной защите населения и в особенности тех слоев, которые остро в ней нуждаются.

Региональные системы социальной защиты населения складывается как целостные системы, удовлетворяющие следующим важнейшим признакам: целевой, формационный, воспроизводственный, структурный, территориальный, рефлекторный.

Их объединяет принцип системности, означающий:

- определенный способ устройства и упорядоченности совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями;

- финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений;

- научно-методическое и кадровое обеспечение (многоуровневой) деятельности территориальных социальных служб;

- уровень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников;

- регламентированный порядок взаимодействия органов и учреждений; межведомственную взаимосвязь, обеспечивающую последовательные и обоснованные действия всех субъектов социальной работы;

- соотнесение усилий, направленных на становление службы, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг [7, С.74].

Следует отметить, что региональная ССЗН – это достаточно сложная система – как разновидность социальной системы она относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними. Следовательно, для нее характерны такие системные качества, как цель, иерархия, управление, самоорганизация. Наряду с ее главным элементом – человеком (специалист, клиент), имеющим собственную субъектность и диапазон выбора поведения – в нее включены элементы иной природы: социотехнические (предприятия, учреждения, благотворительный фонд), экосоциальные (географические районы, муниципалитеты), то есть она представляет собой гетерогенную систему.

Развитие идей А.Н.Савинова в рамках системного подхода позволило определить на уровне региона социальную защиту населения как открытую систему, функционирующую и изменяющуюся под влиянием культурных, экономических, социально-политических факторов и реализующуюся через совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение социальных потребностей по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности (различных социальных категорий и групп); совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни) [4, С.92].

Разделяя позицию А.А.Козлова, подчеркнем, что ССЗН должна гарантировать максимально полный охват социального пространства территории, то есть выраженную в той или иной форме социальную защиту всех жителей региона; эффективность функционирования действующих в ней учреждений социальной защиты населения [8, С.135].

Как и в других регионах страны, в Тамбовской области учреждения социальной защиты населения нового типа начали создаваться уже с конца 80-х годов XX в. Так, в 1987 г. при отделах социального обеспечения администраций городов и районов (в области 7 городов и 23 сельскохозяйственных районов) открылись отделения социальной помощи на дому. На их базе с 1992 г. были организованы центры срочной социальной помощи населению, обслуживавшие помимо семей также и одиноких граждан, инвалидов.

Региональная система социальной защиты населения направлена на:

- обеспечение эффективного и рационального использования бюджетных средств, направляемых на финансирование льгот, предоставляемых ветеранам и инвалидам всех категорий;

- развитие содержания и методов работы по предоставлению льгот различным категориям населения, привлекая для этого организации и учреждения других ведомств;

- совершенствование работы по оказанию государственной адресной социальной помощи социально уязвимым слоям населения и технологий социальной работы, обеспечивающих повышение качества оказываемых социальных услуг;

- совершенствование деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы области, осуществление системы мер по повышению уровня реабилитации инвалидов;

- развитие в приоритетном порядке инфраструктуры отдыха и оздоровления детей-инвалидов, детей-сирот, детей из социально незащищенных семей; сохранение и развитие сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе домов-интернатов малой вместимости), семьи и детей; разработку и внедрение новых социальных программ, инновационных социальных технологий.

- реализацию мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров системы социальной защиты населения области.

В основе ее функционирования лежат следующие принципы:

- гуманизации, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей человека. Как следствие этого принципа – в условиях развития региона социально-экономическое благополучие человека является главной целью социальной работы;

- социальной справедливости – социально-экономическая справедливость выступает в виде справедливой цены труда, приближения минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума;

- общественной целесообразности – согласно ему, основной акцент делается в отношении тех категорий населения, полностью или частично лишенных способности к труду и самообеспечению. Воплощение этого принципа в практике социальной работы – система адресной социально-экономической помощи;

- доступности и адресности социальной поддержки вне зависимости от возраста, материального и семейного положения клиента;

- комплесности в предоставлении любых видов и форм социальной поддержки и создание условий экономически активным гражданам для общественно полезной деятельности, обеспечивающей приемлемый уровень благосостояния;

- партнерства государственных, общественных институтов, граждан в реализации мер социальной защиты при определяющей роли государственных органов;

- профилактической направленности и научной обоснованности социальной поддержки граждан.

Региональная ССЗН выполняет целый спектр конкретных функций на микро- и макроуровнях социальной работы, из которых, одной из основных является функция социального обслуживания населения (Э.Л.Воробьева, Л.В.Топчий). Социальное обслуживание рассматривается автором как определенный вид деятельности в сфере социальных услуг, направленный на воспроизводство на новом, более высоком, уровне непосредственной жизнедеятельности социальных объектов и способствующий регулированию социальных отношений между субъектами.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень – это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

4. Направления социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества.

В системе образования функции социальной работы выполняют социальный педагог и социальный работник. Первый из них ориентирован в основном на работу с детьми и семьей. Второй – в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни.

Местом функционирования социального работника могут быть учреждения системы дошкольного образования, общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования.

И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции.

Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.

В системе здравоохранения социальная работа (в отечественной ее модели) в наибольшей степени реализуется в форме медико-социальной работы. Это вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Ее цель – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, социальным неблагополучием.

Основными направлениями медико-социально работы в этой системе являются патогенетическое и профилактическое.

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях в России находится в стадии становления и имеет следующую специфику:

- ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;

- ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

- она проводится в обстановке противоборства непримиримых этико-правовых концепций (менталитеты «тюремного персонала» и «тюремного мира»), причем их представители не рассматривают ее как элемент тюремной жизни;

- неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

- она не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания (ресоциализация и адаптация бывшего заключенного к внешнему миру);

- социальный работник является посредником между властью и гражданином, между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя их приверженцев искать социально приемлемые точки соприкосновения.

Использованная литература

1. Салжаницын А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. – М.: Изд-во ООО «ПрофВариант», 2002. – 165 с.

2. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

3. Романина Л.А. Профессиональная ориентация молодых инвалидов средствами социально-педагогической работы. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. – 96 с.

4. Савинов А.И. Организация работы органов социального обеспечения. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 368 с.

5. Долгов В.М., Демидов А.И., Вилков А.А. и др. Политология / Под ред В.М.Долгова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. – 408 с.

6. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.

7. Сыромятников, В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования на основе информационных технологий: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002, – 38 с.

8. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сб. науч. очерков. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 224 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: