Тема 4.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Методы осуществления государственной власти
Методы осуществления государственной власти – это приемы и способы, используемые ею для подчинения своей властной воле. При всем многообразии этих методов существуют и традиционные.
К традиционным методам осуществления государственной власти относятся:
1. Метод убеждения. При использовании этого метода идет активное давление идейно-нравственными средствами на волю индивида для формирования у него необходимых представлений. Как правило, в качестве идейно-нравственных средств используется идеология.
2. Метод принуждения. Государственное принуждение – это психологическое материальное или физическое (насильственное) воздействие государственной системы на личность с целью принудить ее действовать, как это предписывает система. Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Второе – это произвол государственных органов. Первое – это государственное принуждение, вид и мера которого определены правовыми нормами и в специальных процессуальных рамках.
|
|
Методы осуществления государственной власти разнообразны, но все они должны быть правовыми и предназначены только для общественно-полезных целей.
1. Выделите основные признаки государства.
2. Назовите главное отличие государства от других объединений и организаций.
3. Каковы основные методы осуществления государственной власти?
Сущность государства – это главное назначение государства, главный стержень в этом явлении. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть в государстве и ее принадлежность.
В любом государстве существует две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.
Рассмотрим классовую сущность государства. Государство как публичная власть возникает тогда, когда прежние органы самоуправления в родовом строе перестают исполнять управленческие функции. Общество социально расслаивается, а власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобретает политический характер и осуществляется прежде всего в интересах привелегированных социальных групп, классов. Таким образом классовая сущность государства выражается в том, что оно всегда осуществляет власть в интересах привелегированной части общества.
Однако государство заботиться не только об имущем классе, но и вынуждено заботиться о всем обществе в целом. Поскольку общество это едaиный организм, соответственно имущие классы не могут существовать без неимущих классов, без эксплуатируемых групп. Значит, любое государство должно осуществлять и всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Это, так называемая, общесоциальная сущность го сударства.
|
|
Любое государство является не только орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.
Соотношение этих двух сущностных сторон в государстве в различных исторических условиях неодинаково, усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.
В наибольшой степени классовая сущность государства проявляется в рабовладельческом государстве, где раб являлся не субъектам права, а объектом права, вещью, собственностью рабовладельца.
По мере развития общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму большую роль стала играть общесоциальная сторона государства. Особенно явственно общесоциальная сущность государства проявляется в современном западном обществе в виде высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственного регулирования условий труда, широкого развития разнообразных социальных программ и т.д.
Увеличение общесоциальная роль государства приводит в значительной степени к смягчению социальных противоречий, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается стабильность общества.
Современные развитые государства стремятся к увеличению общесоциальной стороны поскольку они заинтересованы прежде всего, в стабильности общества.
Таким образом, в любом государстве существуют две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.
Сущность государства проявляется через его функции.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функции государства не являются застывшими и неизменными, они динамичны, подвержены изменениям.
В зависимости от конкретно-исторических условий выделяются в качестве главных те или иные функции. Например, в восточно-азиатских государствах древнего периода главной функцией была функция организации общественных работ - строительство ирригационных сооружений. В кочевых государствах главной функцией была защита государства от внешней угрозы. В современных развитых демократических странах главной функцией является обеспечение прав и свобод граждан.
Отметим, что важнейшей функцией практически всех современных государств является экологическая функция. Это связано с глобальными масштабами деятельности человека, с его отрицательным воздействием на природу. Так, в мире опасный характер приобрела проблема загрязнения атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия.
Достаточно вспомнить Чернобыльскую ядерную катастрофу, аварию атомных подводных лодок в океанах и морях, например, российской подводной атомной лодки «Курск» в августе 2000 года
в Баренцевом море; загрязнение Каспийского моря, повлекшие за собой массовую гибель каспийского тюленя; экологическую катастрофу Аральского моря и другие.
Эти действия людей угрожают существованию всего живого на земле, в том числе и самого человечества.
В юридической литературе существуют и другие классификации функций государства. Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В.К.Лазарева (Москва, 1996, С.283) выделяются четыре основные функции, которые осуществляются любым государством - экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Другие же ученые выделяют три основные функции - законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная).
|
|
Учитывая, однако, что данные точки зрения не получили большого распространения, предлагаем следующую классификацию функций государства.
1. По причинам возникновения:
Вытекающие из классовых противоречий;
Вытекающие из потребностей общества.
2. По направленности:
1. Внутренние:
а) охрана прав и свобод человека и гражданина;
б) охрана форм собственности;
в) обеспечение правопорядка;
г) экологическая;
д) экономическая;
е) социальная;
ж) развитие научно-технического прогресса;
з) налогообложение.
2. Внешние:
а) ведение захватнических войн;
б) защита страны от нападения извне, оборона страны;
в) поддержание мира;
г) взаимовыгодная торговля;
д) решение совместно с другими государствами мировых проблем.
3. По продолжительности действия:
а) постоянные, осуществляющиеся на всех этапах развития государства;
б) временные, т.е. функции государства, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер.
4. По значению:
а) основные;
б) не основные.
Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся:
а) правотворческая – это деятельность по подготовке и изданию нормативных актов;
б) правоприменительная – это деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
в) правоохранительная – это деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.д.
|
|
К организационным формам относят:
а) организационно-регламентирующую – это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.;
б) организационно-хозяйственную – это оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.п.;
в) организационно-идеологическую – это повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и проч.