Содержание и движущие силы политической модернизации
Единства мнений относительно движущей силы процесса политической модернизации в западной политологии не существует, но наибольшим авторитетом пользуется основывающаяся на функциональном подходе позиция Г. Алмонда и Л. Пая. Они считают, что политическое развитие требует постоянного совершенствования функций, которые должна выполнять политическая система для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма. Изменение системных качеств и функций политических институтов, по мнению этих ученых, включает три процесса:
1) структурную дифференциацию институтов политической системы и специализацию их функций;
2) возрастание способности политической системы к инновациям, к мобилизации и выживанию (Л. Пай);
3) тенденцию к равноправию.
Заканчивая рассмотрение теории политической модернизации, отметим, что сами ее авторы отрицают существование "в чистом виде" как традиционных, так и современных политических систем. Любая политическая система сочетает в себе элементы и традиционности, и современности и в этом смысле является "смешанной". И только преобладание тех или иных элементов в конкретной политической системе будет указывать на степень ее развития.
Для измерения степени модернизированности политики Г. Алмонд и Д. Пауэлл ввели три критерия: дифференциация политических ролей, специализация политических институтов и секуляризированность культуры.
Процесс дифференциации политических ролей означает появление новых самостоятельных структур, выполняющих специализированные функции. Например, возникает новая социальная группа, которая требует представительства ее интересов во властных структурах. Если раньше интересы подобных групп представляли бы, скажем, профсоюз или партия, то теперь они создают самостоятельные структуры, например, лобби, способные отражать специфические интересы именно данных групп. Таким образом, под давлением процесса социальной дифференциации в обществе формируются относительно автономные и специализированные политические структуры (заинтересованные группы, партии, органы массовой информации, клиентелы и т. д.), которые интегрируются в единую систему, в рамках которой происходит их взаимодействие друг с другом.
Однако наиболее важным компонентом политической модернизации, составляющим основу изменения политических ролей и специализации политических функций, является культурная секуляризация. Содержание культурной секуляризации заключается в рационализации политического мышления и политической деятельности индивида, переходе его от иррациональных (эмоции, переживания, традиции, обычаи) факторов политического поведения к преимущественно рациональным началам в формировании политических позиций (конкретные факты, право, точная информация).