Типология политического процесса: критерии и разновидности

В западной политологии существуют две системы типологизации политического процесса. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии. Американский политолог Л. Дан, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывает их принципиальные различия с культурным "кодом", который, как он считает, определяет практические ориентации и поведение населения в них. Эти различия, по мнению ученого, обусловлены цивилизационными особенностями западного и "незападного " мира. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай в духе М. Вебера создал классический "идеальный тип", способный выразить своеобразие Запада и уникальность "незападных" обществ. Он полагает, что именно противопоставление "Запада" "не-Западу", основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах "исторического Запада" и были чужды бытийным основам "незападного мира".

Однако культура западного мира не однородна, она состоит из субкультур, отражающих цивилизационную и историческую специфику конкретных стран. Именно эта специфика обусловила многообразие форм политической демократии, которые утвердились в западных обществах. То же, что обычно называют "современной демократией", оказывается всего лишь одной из ее разновидностей, получившей преимущественное развитие вначале в англосаксонских странах, которые отличаются определенной культурной однородностью.

Вторая система классификации исходит из того, что сама культурная неоднородность многих западных обществ создает основу для существования двух версий политического процесса или, по терминологии М. Beбepa, двух "идеальных типов", которые соответствуют двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной). Две политико-культурные ориентации обусловливают две интерпретации политических процессов - как горизонтально и вертикально организованных.

Согласно этой версии, горизонтально организованный политический процесс представляет собой взаимодействие рационально действующих субъектов, обладающих способностью к целеполаганию и ценностным отношением к миру. Такой политический процесс строится на признании формального равенства и относительной автономности его главных участников, которые сотрудничают или соперничают друг с другом, следуя общим правилам игры. Они привержены одним и тем же нравственным требованиям и юридическим нормам. Логика их действий (постановка реально достижимых целей, их общественная оценка и способы реализации) задается неэтатистской системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, права, консенсуса и т. д. Рациональный субъект представлен политической властью, правительством и группами давления, границы между которыми весьма прозрачны.

В идеальных ситуациях горизонтально организованный политический процесс может либо, в либеральной версии, принимать форму культурного "торга" между его участниками, в котором каждый жертвует чем-то ради достижения поставленной цели, либо, согласно консервативной традиции, представлять собой "согласование" позиций функционально специализированных элементов социальной системы. Политический режим подобного взаимодействия американский политолог Р. Даль назвал "полиархией", когда ни одно стратегическое решение не принимается лидерами, правительством без консультаций.

Вертикально организованный политический процесс - это стихийное проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоят государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука. В таком случае смысл взаимоотношений государства и подданных сводится к определению правил поведения управляющих и управляемых. Управляющие должны обнаруживать способность к согласованию интересов различных групп общества. У управляемых желание договариваться друг с другом должно формироваться путем приобщения их к ценностям, которые предполагают уважение к закону, умение подчиняться и быть управляемыми. При вертикально организованном политическом процессе подданные признают авторитет власти, а правители гарантируют им определенную степень свободы общества.

Осмысленность и рациональность политического взаимодействия формируется правительством, которое стремится навязать гражданам ценности определенной политической культуры. Среди них наиболее важными в диалоге "власть - общество" являются ответственность, законопослушность, рациональность, управление. Вертикально организованный политический процесс предполагает усиление элементов рациональности, предсказуемости и конструктивности, благодаря способности властных структур интегрировать требования групп и социальных общностей в определенную программу действий. Наиболее адекватной формой вертикально организованного политического процесса является "экспертный совет" политиков, ученых, промышленников и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: