Описание данных

Имена

Разработка пользовательского интерфейса приложения

Создание приложений в VB

Типы данных

Это одна из фундаментальных характеристик любого языка программирования. Для разработки программы на некотором языке, необходимо знать, какие типы данных он поддерживает и как они в нем определены.

Тип данных определяет множество значений, обладающих общими свойствами, и, как следствие, множество операций, допустимых для данного типа данных.

Когда говорится о предназначенных для обработки на ЭВМ данных в рамках определенного языка программирования, то необходимо знать:

- как записывается константа данного типа;

- диапазон возможных значений;

- способ размещения данных в оперативной памяти ЭВМ.

В таблице 2.1. приведены поддерживаемые в VB типы данных.

Таблица 2.1.

Основные типы данных

Тип Описание Диапазон Занимаемая память Константа
Byte Целое без знака 0 -- 255 1байт 0, 120, 255
Boolean Логический   2 байта True, False
Date Дата и время January 1, 100 - December 31, 9999 8 байтов # January 1, 1998# или # January 1, 98#
Integer Целое -32768 -- 32 767 2 байта -11,
Long Длинное целое -2147483648 -- +2147483647 4 байта -100000000
Single Вещественные числа ±1.4*10 - 45 -- ±3.4*10 + 38 4 байта -1.23 -0.123E+01
Double Вещественные числа с двойной точностью ±4.94*10 - 324 -- ±1.79*10 + 308 8 байт -1.23 -0.12E+100
Currency Число с фиксированной точкой -922337203 685477,58 --+922337203685477 8 байт 12000.23
String Символьный 0 -- 2000000000 1байт на один символ "Строка символов"
Object Объект   4 байта  
Variant Произвольный тип Любой из типов Определяется значением  

Процесс создания приложения на языке Visual Basic состоит из ряда этапов:

1. Постановка задачи – составление по возможности точного и понятного словесного описания того, как должно работать будущее приложение. Это описание должно объяснять и то, как будет выглядеть экранная форма, в каком виде будут представлены исходные данные и результаты.

2. Разработка интерфейса – создание экранной формы (окна приложения) со всеми объектами и свойствами этих объектов.

3. Собственно программирование – определение того, какие события будут происходить в процессе работы приложения, составление алгоритмов процедур для этих событий и написание программы (программных кодов этих процедур).

4. Отладка программы – устранение логических ошибок в процедурах и достижение того, чтобы приложение удовлетворительно работало в среде проектирования.

5. Сохранение проекта и, при желании, компиляция – превращение объекта в исполняемое приложение, способное работать самостоятельно – за пределами среды проектирования.

Пользовательский интерфейс – это лицо приложения, то есть то, что увидит пользователь после запуска программы.

Разработка интерфейса состоит из таких шагов:

· Создание эскиза (чертежа) экранной формы;

· Вход в среду проектирования Visual Basic;

· Создание экранной формы и установка значений свойств этой формы;

· Создание на форме объектов управления и установка значений свойств этих объектов.

Выполним запуск Visual Basic, войдем в режим создания нового проекта и выберем тип Standard Exe. Обратим внимание, что в строке заголовка диалогового окна Visual Basic появится слово Design. Это означает, что программа перешла в режим разработки приложения.

Стандартный проект Visual Basic состоит из одной формы, или диалогового окна, которое, как правило, и составляет основное окно интерфейса разрабатываемой программы. В окне проводника проекта (Project Explorer) представлен список элементов, составляющих данный проект. В данный случае, новый проект с именем по умолчанию Project1 содержит только одну форму Form1, расположенную в папке Forms.

При разработке интерфейса для программы должны быть предусмотрены средства для ввода исходных данных, инициирования вычислений, а также для вывода полученных результатов на экран. Для выполнения этих функций служат элементы управления. Для того чтобы поместить на форму элемент управления, необходимо проделать следующее: нажать мышкой на нужный элемент на панели ToolBox, например, на кнопку Command Button. После этого кнопка окажется вдавленной. Теперь надо поместить курсор мыши на форму. В результате этих манипуляций на форме появится кнопка, имеющая размеры прямоугольника. Если необходимо изменить размеры кнопки (элемента), то для этого надо выделить этот элемент нажатием левой кнопки мыши и растянуть его за маркеры, расположенные на вершинах элемента. Переместить элемент в другое место можно обычным перетаскиванием (Drag&Drop). Необходимо отметить, что не все элементы управления имеют размеры. Например, Timer. Такие элементы не видны в процессе работы приложения, но выполняют определённые функции.

Добавить элемент в форму можно также с помощью двойного щелчка мыши по нему на панели элементов ToolBox. В результате VB поместит элемент в центр формы и назначит ему стандартные размеры. Затем можно будет изменить его положение и размеры.

Чтобы изменить свойства элемента управления необходимо выделить его и изменить нужное свойство в окне Properties. Например, для изменения заголовка формы надо щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте формы и найти в окне Properties свойство Caption. Изменяя его значение, например, на "Это моя первая форма", заголовок будет меняться по мере ввода текста.

Для запуска программы надо нажать на кнопку (Start), расположенную на панели инструментов Standart, или выбрать команду Start в пункте меню Run. После "непродолжительной" компиляции, на экране появится окно программы!

Теперь для завершения работы программы надо нажать на крестик в правом верхнем углу формы или кнопку (End) на панели инструментов Standart. После закрытия программы пользователь возвращается в среду разработки VB.

Для сохранения проекта надо нажать на кнопку стандартной панели (Save Project) или выбрать команду Save Project в пункте меню File. При этом последовательно активизируются окна для указания каталога и имени файла сохранения для формы №1 (Form1.frm), затем - для файла Project1.vbp (vbp - Visual Basic Project). Теперь проект сохранён. В дальнейшем его можно открыть кнопкой Open Project на стандартной панели или по команде Open Project в пункте меню File. Открывать нужно файл с расширением vbp. Здесь необходимо дать важный совет - надо почаще сохранять проект, так как либо Windows зависнет, либо свет выключат...

Имена используются для обозначения объектов в программе (имя программы, имя процедуры, имя константы, имя переменной).

Правила образования имен:

- имя должно начинаться только с латинской буквы;

- имя может включать только латинские буквы, цифры и "_" (знак подчеркивания);

- длина имени <= 40символов;

- необходимо соблюдать уникальность имен;

- зарезервированные слова не могут использоваться в качестве имен (например, Integer, Sub, Long и т.п.);

- прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.

Для хранения данных в программе используются константы и переменные. Перед употреблением их в программе необходимо описать (объявить) с помощью соответствующих операторов описания. При объявлении константы и переменной указывается ее имя и тип. При этом им выделяется область оперативной памяти (область памяти - это несколько подряд расположенных ячеек) и имя указывает на эту область.

Константа - это величина, которая однозначно определяется на этапе разработки программы и не изменяется в процессе выполнения программы.

Константы применяются в тех случаях, когда требуется несколько раз использовать в программе одно и то же значение. Кроме того, константы делают текст программы более «прозрачным» и легким для понимания.

Тип констант можно не объявлять.

Переменная - это величина, которая может изменяться в процессе выполнения программы. Она сохраняет свое значение до тех пор, пока ей не будет присвоено новое значение.

Оператор описания (объявления) переменных:

{Dim | Private | Public | Static } имя [As тип ] [, имя [As тип ] ] …

В языках программирования ключевыми (служебными) словами называются такие слова, которые являются зарезервированными, используются только для описания каких-либо операторов и не могут быть использованы ни в каких других целях.

Dim - ключевое слово объявления переменной;

As - ключевое слово для обозначения типа данных для объявляемой переменной;

имя - имя описываемой переменной;

тип - тип данных для объявляемой переменной (при задании префикса тип указывать не обязательно).

В одном операторе можно одновременно описывать несколько переменных, указывая каждую последующую через запятую. Тип переменной можно указывать префиксом в операторе ее объявления, который добавляется в конец имени описываемой перемнной. Перечень всех префиксов и соответствующих им типов приведен в табл. 3.2.

Примеры:

Dim Name, YourName As String, N As Integer, Money As Currency.

Visual Basic позволяет не объявлять переменные заранее. Однако такая практика замедляет выполнение программы и, кроме того, является источником разных ошибок. Поэтому ее следует всячески избегать и объявлять перемнные с помощью соответствующих операторов описания. Чтобы VB расценивал необъявленную переменную как ошибочную, в разделе General должен присутствовать оператор Option Explicit. VB может помещать туда этот оператор автоматически – если задать из меню «Tools» команду «Options», нажать вкладку «Editor» и включить параметр «Require Variable Declaration».

В операторах описания констант и переменных могут применяться также ключевые слова VB: Public, Private, которые влияют на область видимости (действия) объявлений (область программы, в которой возможно их использование). В частности, константа или переменная может использоваться только в конкретной процедуре, во всех процедурах какого-либо определенного модуля (формы) или в любой процедуре данной программы. При этом правила задания области видимости переменной (для константы - аналогично) можно определить следующим образом

· Если переменная объявлена оператором Dim или Static в процедуре формы, то она будет доступна только внутри данной процедуры. Такие переменные называются локальными (закрытыми). Отличие Static от Dim заключается в том, что в этом случае (Static) после очередного выполнения данной процедуры значение такой переменной не будет потеряно.

· Если переменная объявлена операторами Dim или Private в разделе General формы, то она будет доступна для всех процедур этой формы. Для других форм такая переменная будет невидима.

· Если переменная объявлена оператором Public в разделе General какой-либо формы, то к ней возможен доступ из любых модулей (форм) приложения. Такие переменные называются глобальными (открытыми).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: