Политическое предвидение

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой общественное мнение и как оно влияет на политический процесс?

2. Опишите основные методы выявления общественного мнения.

3. Кем, когда и с какой целью проводились первые систематические опросы общественного мнения?

4. Что такое выборка и как она должна формироваться?

5. Как влияет опрос на само общественное мнение? Приведите примеры.

6. Какой вопрос (открытый, закрытый, полуоткрытый) наиболее точно выявляет мнение респондента? Данные по каким опросам легче обрабатывать?

7. Как соотносятся (зависят друг от друга) точность и доверительный интервал прогноза, полученного в результате опроса?

8. Что такое сбалансированный вопрос? В чем его значение?

9. Как и в каком контексте используются данные опросов – политиками, бизнесом, СМИ, властью?

Лекция № 17. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Предвидение можно определить как возможность предсказывать будущие последствия тех или иных событий, процессов или явлений. Предвидение основывается на религиозной вере, жизненном опыте и/или научных знаниях.

Религиозная вера широко используется для предсказания будущего не только в личной, но и в общественной жизни. Конечно, современные политики и государственные деятели не прибегают к помощи жрецов или пророков, хотя многие из них, будучи верующими, нередко обращаются к клиру и пытаются заручиться его поддержкой при решении вопросов, имеющих для них и для руководимых ими государств судьбоносное значение.

Предвидение, связанное с жизненным опытом, предполагает учет жизненных перипетий, с которыми имеет дело каждый человек.

Что же касается научного предвидения, то оно представляет собой такую форму прогноза, которая строго базируется на научных данных, на всестороннем учете всех обстоятельств. Задача науки – открывать закономерности объективного мира, выяснять его имманентную логику развития и механизмы взаимодействия процессов и явлений.

Принято считать, что научное предвидение связано с динамическими (четко определенные последствия данного состояния) и статистическими (гетерогенными) закономерностями объективной действительности. Предвидение общественных процессов и явлений базируется на целом комплексе данных истории, социологии, статистики, демографии, политологии, философии и других наук, потому оно не представляет собой легкую задачу. Кроме того, всякое предвидение носит вероятностный характер. Чтобы точно предсказать то или иное будущее событие, необходимо выполнить массу условий, что практически невозможно в постоянно изменяющемся мире.

Политика представляет собой одну из форм регулирования отношений людей в процессе их совместной деятельности по производству материальных и духовных ценностей. Ее отличительной чертой является то, что она пронизывает все сферы общественной жизни – экономическую, социальную и духовную. Она затрагивает интересы миллионов и миллионов людей, от нее во многом зависит будущее общества, его стабильное развитие и процветание народа. Поэтому в ней чрезвычайно важную роль играет предвидение будущих последствий политических решений.

Подошел к концу ХХ век. Это был век атома, век научно-технической и великих социальных революций, век единого исторического и социально-экономического пространства, век глобальных проблем, мировых и локальных войн. Он отличался от всех предыдущих столетий по своему содержанию и насыщенности историческими проблемами, передав веку грядущему великие достижения и, вместе с тем, множество неразрешенных проблем.

Что несет нам XXI век? Согласно американскому политологу С.Хантингтону, непримиримый конфликт, «столкновение цивилизаций». Насколько это реально?

В современном, пока еще однополярном мире – с США в роли международного жандарма – постепенно возникают новые «центры мощи». Это, прежде всего, Китай, Япония, в рамках европейского сообщества – объединенная Германия. Перераспределение сил ведет к новым попыткам передела мира, сфер влияния на планете, что неизбежно приведет человечество к новым конфликтам глобального порядка.

Прогнозы же относительно политического будущего нашей страны давать чрезвычайно трудно. Здесь трудно рассчитывать на историческую преемственность - ее фактически нет, ибо новые правители, приходя к власти, первым делом начинают все ломать и создавать заново государственные или иные структуры. Впрочем, если говорить о русской национальной идее как о стержне нашего государственного строительства, определенная преемственность все же просматривается.

России, прежде всего, необходимо определить свое место в мире и путь своего внутреннего развития. Национальная идея как основа ее государственной идеологии должна ясно и четко определять приоритетные направления и ориентиры внешней политики. Если говорить о внутренней политике России, необходимо отметить, что традиционные западные формы правления, годные для моноэтнических государств со сравнительно небольшой территорией, явно не годятся для нашей страны. Впрочем, традиционные для самой России формы правления также нуждаются в модернизации: требуется новый синтез, новая – и, тем не менее, почерпнувшая все лучшее из прежнего опыта, система организации власти.

Любой политик должен обладать способностью предвидеть последствия своих политических действий. Политик не может и не имеет право пользоваться методом проб и ошибок. Он отвечает за жизнь миллионов людей, за вверенное ему государство, и потому обязан взвесить все возможные варианты политического решения, их последствия, а лишь затем принять окончательное решение. Трагедия многих политиков состоит в том, что они, не имея ни малейшего представления ни о внутренних, ни о геополитических интересах своего государства, начинают скоропалительно действовать, что приводит либо к потере влияния, либо к развалу самого государства.

Политик должен вести себя как рациональное действующее лицо. Это значит, во-первых, знание внутренней ситуации, сложившейся в государстве, его экономической мощи, расстановки классовых и иных сил в обществе, во-вторых, знание геополитических интересов государства. Глава карликового государства не может претендовать на то, чтобы решать мировые политические проблемы. Но и глава великого государства, если он не в состоянии предвидеть свои политические поступки, если он не учитывает экономические и иные возможности своей державы, может потерять все.

Чтобы стать выдающимся политическим и государственным деятелем, необходимы, в первую очередь, исторические условия, то есть такие исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человечества. В этот момент появляются – а могут и не появиться! – лидеры, способные преодолеть все препятствия, возглавить государство и повести его вперед. В истории бывали моменты, когда преобразования были крайне необходимы, но не находились выдающиеся люди, под руководством которых можно было бы совершить эти преобразования. Бывали и такие моменты, когда во главе этих преобразований вставали совершенно ничтожные деятели, приводившие к краху все общество.

Поэтому политический лидер, для того, чтобы стать выдающимся человеком, должен обладать гениальным умом, даром предвидения – тактического и стратегического предвидения, выдающимися чертами, необходимыми для выполнения больших, трудных и ответственных задач.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Прогнозирование – многоплановый процесс исследовательской деятельности, строящийся на базе определенной методологии и использования комплексных научных методов. В их числе аналогия, системный анализ, статистические методы, социологическое исследование и т.д. В качестве основных методов разработки прогнозов признаются: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.

Процесс прогнозирования характеризуется рядом этапов

- прогнозная ориентация (определение объекта, методов, цели, рабочих гипотез);

- определение прогнозного фона (сбор данных, влияющих на изменение объекта);

- разработка исходной модели (структура объекта);

- составление поискового прогноза и определение возможных сценариев развития событий;

- выведение нормативного прогноза;

- оценка достоверности и уточнение прогностической модели;

- выработка рекомендаций для принятия решений.

Разработанный политический прогноз многофункционален. Прежде всего он заключает в себе эвристические возможности: стимулирует движение к открытию новых целей и путей политических решений. Творческие мысли, заложенные в прогнозах, способствуют стремлению к исследованию и практическому поиску новых вариантов выбора моделей политических действий, к корректировке осуществляемых проектов и методов их реализации.

Прогноз выполняет разведывательную функцию, коль скоро служит отправным пунктом для выявления еще неизвестных тенденций, возможностей, резервов, да и опасностей в развитии политической системы.

Отмечается также системно-аналитическая функция прогноза: на его основе формулируются знания системных взаимосвязей и взаимодействий политических институтов.

Прогноз нацелен на решение проблем управления политической системой в целом.

Наконец, прогноз – средство интенсификации деятельности субъектов политики, повышения ее результативности.

Политическое прогнозирование характеризуется своей спецификой, которая выявляется прежде всего при анализе методологии. Теоретико-методологическая база – важнейшее условие достоверности прогнозирования. Имеется в виду, в первую очередь, теоретическое объяснение факторов детерминации политического прогноза, что предопределяет ориентацию прогностического мышления. Таковыми выступают:

а) объективные закономерные тенденции изменения политической

системы;

б) принципы и нормы функционирования данной политической

системы;

в) временной фактор;

г) геополитический и демографический факторы;

д) цели прогностической деятельности.

Необходимо выделить следующие критерии и условия различия между научным прогнозированием и утопическим политическим прожектерством:

1. Принцип независимой экспертизы.

2. Операциональный характер информации, вырабатываемой в процессе прогнозирования.

3. Верифицируемость (проверяемость) прогноза:

- достоверность – оценка вероятности прогноза для заданного

доверительного интервала времени;

- точность – оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления;

- обоснованность – оценка сопоставимости альтернативных сценариев по вероятностному критерию.

Современное политическое прогнозирование ориентируется на объекты двух типов – социальные и культурные. Первый тип политического прогнозирования можно назвать социоцентричным, второй – культуроцентричным.

Те или иные политические субъекты могут попадать то в институциональные ловушки, где давление организационных структур и механизмов может неузнаваемо преобразить первоначальные замыслы и намерения, то в ловушки культуры, когда ментальные структуры оказывают мощное и при этом преимущественно неосознанное давление на политическое поведение и выбор приоритетов.

Важно понять, что между реальной действительностью и субъектом решения находится экран, один слой которого образует сама организационная структура - система, в которой действует субъект, другой ментальная структура – соответствующие стереотипы мышления.

Проблемами первого типа занимается структурная прогностика, проблемами второго - культурология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: