Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия и ее этапы

Тема 4. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия. Информационная база экономического анализа

Основные методы анализа финансовой отчетности

В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе финансовой отчетности - вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчет финансовых ко­эффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ. В оценке финансового состояния применяют и балансовый метод.

К стандартным методам анализа финансовой отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования активов и пассивов баланса, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных пока­зателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.

Вертикальный анализ - это анализ структуры формирования активов и пассивов в сравнении с пре­дыдущим периодом.

Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины из­менений в их структуре.

Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функциони­рования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учиты­вать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базо­вого года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100 про­центов. Изменение показателей отчета о прибылях и убытках (объема продаж, себестоимости, различных доходов и расходов, показателей финансовых результатов) рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, например, рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расче­те структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Таким образом, построенные тренды изучаются для выявления тенден­ций изменения.

Сравнительный анализ заключается также в сравнении показателей отчетного периода с данными прошлых лет и плана, а также со средне­отраслевыми значениями и показателями отчетов других организаций. Это помогает оценивать стратегию компаний и эффективность управ­ленческих решений ее руководства.

Результативность АХД во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований Она должна строиться на плановой основе, основываться на но­вейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждо­го руководителя, каждого менеджера, принимающего управленче­ские решения. Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально рас­пределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота ана­лиза, а с другой — предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.

Одним из принципов организации анализа на предприятиях явля­ется обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего ис­следования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки инфор­мации, рациональные методы сбора и хранения данных.

Одно из требований, которое надо учитывать при организации аналитической работы,ориентация на запросы конкретных поль­зователей анализа. Это дает возможность, с одной стороны, наи­более полно удовлетворять информационные запросы различных субъектов анализа, а с другой — минимизировать расходы на про­ведение анализа.

Важным принципом в организации аналитической работы на пред­приятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость сво­димость результатов анализа на более высоком уровне управления повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйствен­ных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в ито­ге способствует повышению его эффективности.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на сле­дующие организационные этапы:

1) определение субъектов и объектов АХД, выбор организаци­онных форм его проведения и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями;

2) планирование аналитической работы;

3) информационное и методическое обеспечение АХД;

4) оформление результатов анализа;

5) контроль за внедрением в производство предложений, сде­ланных по результатам анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: