V. Внеаудиторная работа студентов.
Система воротной вены
Воротная вена (v.portae) – входит в ворота печени вместе с печеночной артерией. Она несет кровь от непарных органов брюшной полости в печень и образуется из селезеночной, верхней и нижней брыжеечных вен. Длиной 5-6 см, диаметр 11-18 мм.
В воротную вену впадают вены желудка, тонкой и толстой кишки, селезенки, поджелудочной железы, желчного пузыря. Затем воротная вена направляется к воротам печении входит в ее паренхиму, где делится на две ветви: правая и левая, каждая из них разделяется на сегментарные, а затем междольковые вены. В дольках печени многочисленные широкие капилляры (синусоиды), образующиеся из междольковых вен и артерий, сливаются в центральные вены, которые несут кровь в печеночные вены, впадающие в нижнюю полую вену.
Таким образом, кровь от органов пищеварительного тракта проходит через печень, а затем только поступает в систему нижней полой вены.
Верхняя брыжеечная вена – идет в брыжейки тонкой кишки. Ее притоки – вены тощей и подвздошной кишки, панкреатические, панкреатодуодональные, подвзодшно-ободочная, правая желудочно-сальниковая, правая и средняя ободочные вены, вена червеобразного отростка.
Селезеночная вена – собирает кровь от селезенки, желудка, поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки, большого сальника. Притоки – желудочные вены, панкреатические, левая желудочно-сальниковая.
Нижняя брыжеечная вена – образуется путем слияния верхней прямокишечной вены, левой ободочной и сигмовидных вен.
Собирает кровь от стенок верхней части прямой кишки, сигмовидной ободочной и нисходящей ободочной кишок.
1. Вены малого круга кровообращения
2. Систему верхней полой вены
3. Систему нижней полой вены
4. Систему воротной вены
5. Систему вен сердца
Учебно-методический план занятия № 40 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Фукциональная анатомия лимфатической системы. Селезенка»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания о строении лимфатической системы
2. Сформировать знания о строении лимфоидной ткани
3. Сформировать знания о строении лимфы
4. Сформировать знания о строении лимфокапилляров, лимфососудов, лимфостволов, лимфопротоков
5. Сформировать знания о строении селезенки
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки)
2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости
Развивающая:
1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
1. Строение капилляров
2. Основные лимфососуды
3. Лимфоузлы
4. Состав и функции лимфы
5. Строение селезенки
6. Движение лимфы по сосудам
Уметь:
1. Показать в атласе и на таблицах анатомические структуры лимфы, лимфосистемы и селезенки.
2. Применять латинские термины.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: анатомия (9кл.)
Обеспечиваемые: латинский язык, ангиохирургия, хирургия, иммуннология
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология
Оснащение: таблицы, учебник, атлас
Технические средства: слайды
Раздаточный материал: вопросы
Литература:
1.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.252-273.
2.Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.310-318.
ХОД ЗАНЯТИЯ: