Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления

Анализ ситуации речевого общения.

Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.

По направленности устные выступления подразделяются на два вида:

- агитационное

- пропагандистское

Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.

Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.

В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа.

Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.

Особенности и наиболее характерные недостатки:

1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.

2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.

3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке)

4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.

2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).

Особенности и рекомендации:

1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.

2. Избегать излишних ссылок и цитирования.

3. Не затрагивать тем «не по плечу».

4. Избегать фраз общего содержания.

5. Не впадать в многословие.

6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.

3) Оратор здравого смысла.

Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.

4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).

Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».

Особенности и недостатки:

1. Оратор часто теряет мысль.

2. Самая «сильная» речь (адвокатская).

Различают три стиля мышления:

1) дискурсивный

2) интуитивный

3) ассоциативный

Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.

Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.

Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.

Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.

Коммуникативная точность речи.

Различают два вида точности:

понятийная

предметная.

Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность).

Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).

На практике используют другие понятия:

Фактическая точность

Коммуникативная точность.

Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы.

Типы ошибок, нарушающих К.Т.

При смешении слов

- сходных по значению

- сходных по звучанию

- сходных по значению и звучанию

- несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: