Специфика рынка монопольной конкуренции. Ценообразование на продукцию фирмы монополиста-конкурента.
Рынок монопольной конкуренции характеризуется наличием на рынке множества небольших фирм, которые производят специфический продукт, но близкий по своим потребительским свойствам.
Отдельные производители на рынке монопольной конкуренции оказывают определенное влияние на рыночную цену, а потому кривая спроса на продукцию монопольного конкурента имеет отрицательный наклон, однако более эластична, чем при чистой монополии.
P | MC |
PM.K. | M.K. |
QM.K. MR D Q |
Специфика монопольного конкурента заключается в том, что цена устанавливается несколько ниже, чем при чистой монополии, но выше чем при совершенной конкуренции. Соответственно объем выпуска выше, чем при монополии, но ниже чем при совершенной конкуренции.
Существует ряд преимуществ монопольной конкуренции, среди них следующие:
1. Расширенный ассортимент предложенной продукции.
2. Продукция приспосабливается к потребностям покупателя, а не наоборот.
3. Повышается уровень сервисного обслуживания покупателей.
4. Высокий уровень информативности покупателя о новых видах продукции за счет рекламы.
В этой связи существуют два основных пути олигополистического ценообразования:
1. Заключение соглашения (по типу картели) о ценах и рынках сбыта.
2. Ценовая война, как правило, на понижение цены. Причем, если один олигополист понижает цену, то второй пойдет за ним, если же кто-либо пойдет на повышение цены, то конкуренты его не поддержат. Снижение цены осуществляется до тех пор, пока цена не устанавливается на уровне средних издержек.
Существую различные теоретические модели анализа олигополистического поведения:
1. Модель дуополии Бертрана - Курно (два олигополиста).
Согласно графика 1 и 2 – это кривые реакции каждого из олигополистов на цены, установленные конкуренцией. Точка Е – точка равновесия, которая устанавливает цены, приемлемые для олигополиста.
P1 | 1 |
P12 | E 2 |
P11 | |
P21 | |
P22 P2 |
2. Модель изогнутой или ломаной кривой спроса.
Эта модель подтверждает, что, если один олигополист идет на снижение цены, то другой вынужден следовать за ним. В противном случае конкурент не поддержит того, кто пошел на повышение цены.
P | MC |
A | |
K | |
Qопт.Д Q |
3. Одной из наиболее распространенных моделей на практике является модель доминирующей фирмы (модель среднего лидера).
Согласно данной модели на рынке существует более крупный средний олигополист и менее крупный, который придерживается цены выгодной среднему лидеру.
P | MC |
Qn MR QP d D Q |
Фирма-лидер имеет кривую спроса d, при этом кривая рыночного спроса с учетом небольшой фирмы – это D. Фирма-лидер в соответствии с правилом максимизации прибыли устанавливает цену Рл, которой придерживается менее крупные фирмы. В результате на рынке предложение продукции увеличивается на величину предложения менее крупной фирмы до Qp (Q рыночное).
В современной экономической теории для анализа олигополистического поведения в процессе ценообразования широко используется «теория игр».
Тема 9: «Рынок ресурсов»