Условия максимизации прибыли (минимизации убытков) фирмы конкурента в краткосрочном периоде.
Общая характеристика рынка совершенной конкуренции. Формирование спроса на продукцию фирмы конкурента (совершенная конкуренция).
Рынок совершенного конкурента характеризуется:
1. Наличием на рынке множества покупателей и множества продавцов однородной продукции.
2. Удельный вес отдельного продавца незначителен, поэтому ни продавец ни покупатель не могут повлиять на рыночную цену.
3. Рыночная цена устанавливается путем взаимодействия спроса и предложения.
4. Отсутствуют барьеры для вступления на рынок новых продавцов, свободный выход с рынка
5. Открытость информации о ценах и рыночной конъюнктуре.
Фирма совершенной конкуренции является ценополучателем.
P | P |
S | |
Pp | Pp D, MR |
D | |
рынок Q фирма Q |
Согласно графику кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента, в отличие от кривой рыночного спроса (с традиционным отрицательным наклоном) – горизонтальна и совершенно эластична, то есть фирма вынуждена продавать как угодно много своей продукции по своей цене, то есть кривая спроса фирмы-конкурента совпадает с кривой предельного дохода (MR) и рыночной ценой.
|
|
Валовой доход фирмы определяется как:
.
MR – это дополнительный доход (дополнительная выручка) от продажи каждой дополнительной единицы продукции. MR определяется следующим образом:
.
Для фирмы конкурента MR = Ррын.
В современной экономической науке существует традиционная теория фирмы, основная цель которой – максимизация прибыли, а также теории множественности целей и т.д.
В соответствии с традиционной теорией фирмы выделяют два основных подхода.
Первый основывается на сопоставлении валовых показателей (валовой доход и общие издержки). Второй – на сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Первый подход предполагает определение оптимального объема производства, при котором фирма получает максимально положительную разницу TR – TC (максимизация прибыли) или минимально отрицательную разницу TR – TC (минимизация убытков). Использование этого подхода рассмотрим графически с учетом трех ситуаций.
1. Максимизация прибыли имеет место, если выручка от реализации TR полностью покрывает валовые издержки ТС.