Структура современных религий

Культура и религия. Культурная ценность культуры

Религия в системе культуры

Лекция 4.

План лекции:

1. Культура и религия. Культурная ценность

религии.

2. Структура современных религий.

3. Религия как историко-культурный феномен.

4. Христианство как духовная основа европейской

культуры.

Религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ духовно-практического освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой:

1) Проявление сущности общества (выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения связи общества, многое «рассказывает» о нем);

2) Отражение той области человеческого существования, которая недоступна управлению, целенаправленному регулированию и связана с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности;

3) Способ существования и преодоления человеческого отчуждения;

4) Феномен культуры. В качестве феномена культуры религия проявляет себя как наиболее фундаментальная, «исконная» сторона культуры. Принимая эстафету от мифологии, будучи средоточием, областью концентрации мифологем конкретных культур, религия выступает в качестве основы, на которой синтезируются все представления о мире и человеке и переживания этих представлений.

Существует ряд определений религии:

  1. Теологические определения исходят из того убеждения, что Бог – сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней;
  2. Философские определения базируются на признании или непризнании существования Бога и исходя из этого описывают роль религии в жизни общества, группы, индивида;
  3. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.

Так, формулируя свою концепцию культуры, П.А. Флоренский полагал, что культура возникает на основе религии: искусство родилось как культовое, наука и философия явились, как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях. В статье «Христианство и культура» он писал: «Большинство культур сообразно своей этимологии (культура есть то, что развилось из культа) было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры».

К основным элементам религии относятся:

1) Вера в Бога (или богов) - это главный признак религии. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них: Бог есть личность, субъект, существо; Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека. Сходство между человеком и Богом объясняется в рамках религии тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию».

2)Эмоциональное отношение к Богу. Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и это эмоциональное отношение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

3)Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа.

4)Религиозные организации. Существует три типа таких объединений. Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, обычно церковь сотрудничает с государством. Секта провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерство в секте харизматично. Деноминация – нечто среднее между церковью и сектой: проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая деятельность, стремление перерасти в церковь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: