Религия как историко-культурный феномен

В отечественном религиоведении имеет место историческая типология религии. Огромную роль в формировании культуры родового общества сыграли тотемные представления, которые возникли из веры в существование родственной связи между группой людей с определенным видом животных или растений. Именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о «своих» и «чужих». Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т.п. Ряд других запретов призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины.

Вместе с тем такой комплекс ритуальных обрядов как магия, возникший параллельно с тотемизмом и анимизмом, надолго затормозил движение культуры. Магические представления обладают колоссальной силой и способны держать целые общества в состоянии неподвижности. Человек оставался все это время неотъемлемой частицей рода, племени, в нем не пробуждался творческий дух личности. Поступательного движения почти не ощущалось. Мир воспринимался «магическим человеком» как законченное материально-духовное целое, как непрерывный круговорот богов и людей, живых существ и стихий. В своих обрядах человек имитировал жизнь природы, как бы участвуя в ее процессах. Через тотемизм он роднился с миром животных. Жизнь его была непрестанным священнодействием, он боялся нарушить хотя бы одно звено в космической мистерии, опасаясь быть выброшенным за пределы истинного бытия. Вполне естественно поэтому, что страх переступить через сакральную черту ритуала, посягнуть на незыблемость коллективных представлений оказывал парализующее действие на духовную культуру.

В конце концов, эпоха верхнего палеолита с характерными для нее первобытными родовыми коллективами охотников и собирателей, умевших лишь присваивать дары природы, подошла к концу – около Х тыс. лет назад. На протяжении нескольких тысячелетий протекал сложный процесс перехода от общества присвоения к обществу нового типа, основанному на регулярном производстве пищи, т.е. на земледелии и домашнем скотоводстве. Этот процесс именуется «неолитической революцией», потому что связанные с ним радикальные преобразования сыграли роль революционного переворота в истории и культуре общества. Изменившийся образ жизни создал новые условия для развития религиозных представлений. В результате древние духи – объект анимистического культа – постепенно превращались во все более могущественных богов, в чью честь создавались алтари и храмы.

Таким образом, религия превращалась в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывалась новая страница в ее истории, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов. Это греческий и римский политеизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, митраизм, джайнизм и другие формы национальных религий, которые сыграли стержневую роль в формировании культуры данных народов.

В отличие от родоплеменных и национально-государственных, принадлежность к которым определялась исключительно принадлежностью к данному племени или нации, мировые религии – буддизм, христианство, ислам – являются межнациональными. Что же позволило им перешагнуть национальные и государственные границы и завоевать наибольшее количество приверженцев?

1. Мировые религии, как правило, возникали в период бурной ломки общественных отношений, связанных с важнейшими поворотами в истории народов и государств. Буддизм возник в VI в. до н.э., выступив против кастового строя в Индии и пришел на смену брахманизму. Христианство – в I веке н.э. в эпоху экономического и политического кризиса в Римской империи. Ислам сложился в VII веке н.э. в связи с переходом аравийских племен к феодализму.

2. Мировые религии носили пропагандистский характер, что проявлялось в их космополитизме. Т.е. они обращались ко всем народам, отвергая национальную принадлежность как границу. (Иудаизм, например, обращался только к евреям).

3. Для мировых религий характерна проповедь всеобщего равенства. Буддизм отверг деление на касты на том основании, что все равны в страдании. Христианство провозгласило равенство всех во грехе. Ислам – в покорности перед богом.

4. Мировые религии в своей ортодоксальной форме объявили существующую действительность злом и провозгласили идею спасения от мирового зла.

5. Они упростили культ и избавились от жертвоприношений, жесткой регламентации поведения и быта. Вместе с мировыми религиями впервые в истории человечества возникла вероисповедная общность людей, независимая от этнической, языковой, политической, культурной принадлежности.

6. Новые религии носили мировоззренческий характер, были интеллектуально развитыми, впитавшими в себя достижения предшествующей философской и религиозной мысли. Они отвечали на все вопросы о мире, человеке, смысле его жизни, о смерти и бессмертии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: