Те же, которые уходят корнями в радикальную традицию, как правило, называются теориями “конфликта”

Те, которые вырастают из консервативной традиции, обычно считаются “функционалистскими” теориями.

Среди ведущих функционалистских теоретиков современности можно выделить американского исследователя Парсонс, который подходит к проблеме неравенства с точки зрения общества, рассматривая неравенство как необходимую черту любого нормально функционирующего человеческого общества - “Социальное неравенство является, таким образом, бессознательно созданным средством, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные позиции сознательно заполняются наиболее квалифицированными людьми”. Стратификация возникает прежде всего из потребностей общества, а не из потребностей и желаний индивидов.

Его последователь Дэвис утверждает, что системы стратификации возникают в ответ на две специфические потребности, присущие любому человеческому обществу.

Во-первых, есть потребность дать более способным членам мотивацию к занятию важных и трудных позиций, требующих способностей выше средних.

Во-вторых, общество должно мотивировать таких людей, который занимают такие позиции, выполнять свои обязанности. Следовательно, оно должно обеспечить их большим вознаграждением.

Дэвис перечисляет два фактора, являющихся детерминантами величины вознаграждения за занимаемые позиции:

1) их функциональная важность для общества;

2) относительная дефицитность квалифицированного персонала.

Позиции, которые очень важны и которые испытывают недостаток квалифицированного персонала получают наибольшее вознаграждение. Те, которые не являются важными и которые имеют избыток квалифицированного персонала, получают минимальное вознаграждение. Поскольку все позиции никогда не могут быть одинаково важными, а все люди не могут быть в равной мере квалифицированными для занятия более ответственных позиций, неравенство неизбежно.

Теоретики конфликта, как видно из их названия, рассматривают социальное неравенство как возникающее из борьбы за ценимые дефицитные товары и услуги.

Подчёркивают:

-интересы, которые разделяют.

- элемент господства и эксплуатации.

- принуждение.

- борьбу за власть и привилегии.

Исторические типы социальной стратификации

ДЕВЯТЬ ТИПОВ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ:

- Физико-генетическая

- Рабовладельческая

- Кастовая

- Сословная

- Этакратическая

- Социально-профессиональная

- Классовая

- Культурно-символическая

- Культурно-нормативная

ФИЗИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ стра­тификационная система, в основе которой лежит дифференциация со­циальных групп по "естественным", социально-демографическим приз­накам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их по­лом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физи­ческими недостатками считаются здесь ущербными и занимают прини­женное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или путем его фактического применения, а затем закрепляется в обычаях и ритуа­лах. Эта "естественная" стратификационная система господствовала в первобытно-общинных обществах, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Наибольшим престижем здесь обладают те, кто спосо­бен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому же насилию - здоровый молодой мужчина - кормилец в кресть­янской общине, пробивающейся плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец нацио­нал-социалистического воинства, способный к производству здорово­го потомства. Система, ранжирующая людей по способности к физи­ческому насилию, во многом - продукт милитаризма древних и совре­менных обществ.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ - также основана на прямом насилии. Но детерминируется неравенство здесь не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом определенные социальные группы со­вершенно лишены всяких гражданских и собственнических прав и, бо­лее того, наравне с вещами, превращаются в объект частной собственности. Причем, положение это чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем крайне разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан. И холопство на Руси времен "Русской правды". Это плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных Штатов до граж­данской войны 1861-1865 гг. Это работа военнопленных и депортиро­ванных на немецких частных фермах в период Второй мировой войны. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже достаточно разнообразны. Античное рабство держалось в основном за счет заво­еваний. Для раннефеодальной Руси более характерным было долговое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство собственных детей при отсутствии сил на их прокормление существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов и разного рода преступников против режима. Эта практика воспроизводится много позднее - в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осущест­влялось здесь разве что в скрытых внеюридических формах).

КАСТОВАЯ. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет из себя замкнутую, насколько это возможно, эндогам­ную группу, которой отводится четкое место в общественной иерар­хии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует достаточно четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут зани­маться: занятия жреческие, воинские, земледельческие. Высшее по­ложение занимает каста "идеологов", обладающих неким сакральным знанием. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне огра­ничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система отменена здесь лишь в 1950 г.). И сегодня в более сглаженном виде кастовая система воспроизводится не только в Ин­дии, но, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждаются в середине двадцатого столе­тия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.

СОСЛОВНАЯ стратификационная систе­ма. В этой системе группы различаются юридическими правами, ко­торые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и нахо­дятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, под обя­занностями имеются в виду обязательства перед государством, зак­репленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновную службу, другие - нести "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем явля­ют феодальные западно-европейские общества или средневековая Рос­сия.

ЭТАК­РАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - (от французского и греческого - "государс­твенная власть"). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных ие­рархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных рупп, также как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с теми же фор­мальными рангами, которые они занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия - демографические и религиозно-эт­нические, экономические и культурные - играют производную роль. В древности этакра­тическая система нашла яркое выражение в обществах азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенных, впрочем, от­нюдь не только в Азии (Перу, Египет). А в двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых "социалистических общест­вах" и, возможно, даже играет в них определяющую роль.

Далее следует шестая, СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ стратифика­ционная система. В рамках этой системы группы делятся по содержа­нию и условиям своего труда. Особую же роль выполняют квалифика­ционные требования, предъявляемые к той или иной профессионально роли - обладанию соответствующим опытом, умениями и навыками. Ут­верждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи квалификационных сертификатов (дипло­мов, лицензий, патентов), действенность которых поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпора­ции (профессионального цеха). Причем, сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории имеются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколько-либо развитым разделением тру­да. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система ат­тестатов и дипломов о полученном образовании, научных степеней и званий, открывающих дорогу к квалифицированным и престижным рабо­чим местам.

КЛАССОВАЯ систе­ма. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационно­му подходу. Различия между группами здесь принимают экономический харак­тер. Это прежде всего различия в размерах собственности на средс­тва производства и производимый продукт, а также в уровне получа­емых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, про­летариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не переда­ется по наследству (передаются имущество и капитал,но не сам ста­тус).

Остались еще две менее изученные стратификационные системы.

Первую из них можно условно назвать КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ. Диф­ференциация возникает здесь из различий доступа к социально зна­чимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпрети­ровать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводи­лась магам и шаманам, в средневековье - служителям Церкви, толко­вателям священных текстов и, возможно, всем сколь-либо грамотным людям, в Новое время - ученым и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, обладание научной истиной, выра­жение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто обла­дает возможностями манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом. Нес­колько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для ин­дустриальных - смесь партократического и технократического мани­пулирования; а для постиндустриальных - технократическое манипу­лирование.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНЫМ типом. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из срав­нения образов жизни и норм поведения, которым следует данный че­ловек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (терминология, жаргон, сленг) - все это ложится в основу со­циального деления. Причем, происходит не только разграничивание "своих" и "чужих", но и ранжирование групп ("благородные - не благородные", "порядочные - не порядочные", "элита - обычные люди

- дно"). Благородные манеры джентльмена, праздное потребление аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя - не только становятся знака­ми высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять функции морального регулирования, которое и детермини­рует данный тип стратификационных отношений. Впрочем, это касает­ся не только обособления элиты, но дифференциации всех средних и низших слоев. В крестьянской общине, где формально все равны меж­ду собой, существуют "исправные хозяева", живущие "по обычаю" и по "совести", а есть лодыри, отщепенцы, "перекати-поле". И на са­мом "дне" внутри преступного мира тоже есть своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя "аристократия". Появление контркультур и так называемого "антиобщественного поведения", кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеоло­гического контроля, осуществляемых в данном сообществе. Основные черты девяти стратификационных систем сведены в табл.1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: