Механизмы социализации

Или

1. «первичная социализация» - от рождения до зрелой личности;

2. «вторичная социализация» - перестройка личности в период ее социальной зрелости.

На раннем этапе социализации особенно велика роль родителей, семьи, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка.

По мере роста ребенка помимо семьи все возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями.

В период трудовой деятельности особую актуальность в деле социализации личности приобретает трудовой коллектив, который становится для многих вторым домом.

На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто называется ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, навыков. Особенно активно процесс ресоциализации проявляется в периоды кризисных для личности ситуаций (изменения социального статуса и роли личности, например, с выходом на пенсию; изменения профессии и другими).

На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму десоциализации.

Обобщённо можно выделить

  • общесоциальный,
  • социально-психологический
  • индивидуальный уровни действия этих механизмов.

На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп на человека действует огромное число макросоциальных факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой оценки, происходит выработка соответствующего отношения к данному обществу в целом.

На социально-психологическом уровне модели поведения и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам социальной жизни, вырабатывая эмоциональное отношение к ним.

Индивидуальный уровень - на этом уровне формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляются сознанием и поведением человека.

Агенты социализации:

1. Подсистема воспитания – семья, школа, неформальные группы, друзья, клубы и организации, церковь, СМИ, где существенную роль играют коммуникативные связи.

2. Подсистема образования – школа, средние и высшие учебные заведения, учреждения послевузовского образования, где достигаются единство знаний и информации, активно формирующие политическое сознание, политическую культуру молодого поколения.

3. Подсистема средств массовой информации и коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: