|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
МС ИСО семейства 9000 |
QS 9000, |
Системы обеспечения конкурентоспособности «Бизнес – процесс – реинжиниринг» (BPR) |
Рис. 1 Иерархия систем управления качеством по комплексности охвата
обеспечивающих условия для изготовления бездефектной продукции в соответствии с требованиями НТД на нее.
Организационно система реструктуризировала службу ОТК. ОТК получил статус подразделения, имеющего серьезные полномочия, и подчиняющегося непосредственно руководству предприятием.
Система основывалась на количественной оценке качества работы, которая определялась как процент сдачи продукции с первого предъявления за установленный промежуток времени (смена, неделя, месяц).
Процент сдачи изделия с первого предъявления позволял оценить конкретный вклад каждого рабочего, структурного производственного подразделения в дело обеспечения качества продукции при ее изготовлении и на этой основе определить меру морального и материального поощрения. В зависимости от полученного значения определяется размер премии, причем верхняя граница премии фиксирована.
В системе было предусмотрено постоянное совершенствование производственных процессов, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работы, повышение квалификации производственных исполнителей, применение методов и форм контроля качества продукции.
Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система охватывала только производственный этап жизненного цикла, не затрагивая проектирование, реализацию и эксплуатацию, вспомогательные функции. Относительно ограничены были механизмы управления в рамках системы. Тем не менее, система БИП явилась началом комплексного подхода и организации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих промышленных предприятиях.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В САРАТОВСКОЙ СИСТЕМЕ
| |||||||||
| |||||||||
Развитием системы БИП явилась «система бездефектного труда» - СБТ, известная под названием львовского варианта саратовской системы. Основным показателем качества – «бездефектной работы» был принят коэффициент качества труда К к.т, который предназначен для определения меры морального и материального стимулирования:
Кк.т. = К0 - S Кic
К0 – коэффициент, принятый за норму качества данной категории работников (обычно равен единице); Кic – коэффициент снижения качества труда.
При наличии ошибок у работников или структурных подразделений базовую оценку качества труда К0 снижают в соответствии с разработанной для каждого конкретного случая шкалой Кic.
Очевидным недостатком такого подхода является фискальный характер системы. Данный подход через некоторое время был скорректирован, в частности коэффициент качества труда стал рассчитываться по более разумной формуле, когда учитывают не только не только промахи и ошибки, но и достижения, инициатива, отношение к делу:
Кк.т. =К0 - S Кic + S Кjn
Кjn – коэффициент «повышения качества» труда.
Система СБТ и ее производные позволяли в отличие от системы БИП оценивать качество труда не только производственных работников, но и работников всех служб и отделов предприятия, а также качество работы соответствующих подразделений и предприятий в целом. К сожалению квалиметрический подход к оценке качества труда очень быстро был дискредитирован политической системой и использован в качестве основы «социалистического соревнования». Причем к показателям Кjn относились такие, как участие в политинформациях, пение в заводском хоре, членство в обществе трезвости и т.п. Система СБТ в дальнейшем, вплоть до 80-ых годов, использовалась как составная часть более сложных комплексных систем управления качеством. Система СБТ и сегодня может служить методической основой системы мотивации персонала в рамках современной системы качества.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СБТ
(СБТ) (СБТ)
Комплекс критериев
для оценки качества
труда
Контроль Принятые
соответствия Да результаты
труда
Нет
Возврат результатов
труда исполнителю
Материальное и Установление размеров Учет возвратов и
моральное материального и морального расчет коэффи-
стимулирование стимулирования циента качества
(воздействие) (принятие решения) труда
В конце 50-х—начале 60-х годов на предприятиях Горьковской области была разработана система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). В рамках системы, нацеленной на предприятия автомобильной промышленности (ПО ГАЗ), был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих разработку и производство качественной продукции, начиная с первых промышленных образцов без традиционной отладки изделия и техпроцесса.
Цель системы - создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства и получения в сжатые строки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов.
Система КАНАРСПИ предусматривала:
- совершенствование конструкторских изделий в период конструкторской разработки и технологической подготовки производства;
- организацию работ по получению достоверной оперативной информации о качестве выпускаемой продукции;
- участие изготовителей и эксплуатирующих организаций в отработке конструкции изделий применительно к условиям производства и эксплуатации;
- развитие стандартизации и повышение унификации продукции;
- использование прогрессивных технологических процессов;
- организацию технологического контроля при конструкторской разработке, создание опытного и серийного образцов в процессе производства изделий;
- разработка и внедрение в жизненный цикл эффективных методов контроля и испытаний;
- обеспечение технического контроля при эксплуатации изделий.
В рамках системы задействован и потребитель, в частности политика системы предполагает разработку подробных инструкций и положений для правильной эксплуатации изделия.
Значительно позже будет доказано западными специалистами, что львиная доля «качества» закладывается именно на начальных этапах жизненного цикла продукции: маркетинга и проектирования. По мнению одного из основоположников теории менеджмента качества Д. Джурана более 80% дефектов «закладываются» на этапе проектирования и разработки, а также, что дефекты дешевле предотвратить, нежели потом исправлять.
Основная задача системы КАНАРСПИ – выявление на этапе проектирования изделий максимального количества причин возможных отказов и их устранение в до производственный период. Решение этой задачи осуществлялось путем:
-построение и неукоснительное выдерживание жесткой многоцикловой последовательности этапов проектирования и разработки, в частности анализа, проверки и утверждения проекта на различных его этапах (прототип ЕСКД);
-создание системы испытательных центров, обслуживающих проектирование и разработку, стимулирование разработки альтернативных, в том числе и новых конструкций, процессов, методов, повышение коэффициента унификации;
-тщательная разработка сопроводительных документов (инструкции по эксплуатации и т. п.).
Эти работы выполнялись комплексными бригадами, включающими конструкторов, технологов, эксплуатационников и рабочих. Изделия, прошедшие конструкторско-технологическую отработку по полной программе, имели, как правило, вдвое меньше конструктивных дефектов, чем изделия, не прошедшие ее. На этапе производства система КАНАРСПИ предполагала использование принципов системы БИП и СБТ. По своему КАНАРСПИ – это мощный прорыв в методологии системного подхода к управлению качеством.
В конце 60-ых годов на Ярославском моторном заводе, а затем и во всем объединений “Автодизель” была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).
Эта система отличается, прежде всего, тем, что впервые за ключевой критерий качества принят технический параметр продукции, а не уровень брака. В данном случае важнейший показатель качества двигателя – моторесурс, т. е. наработка в часах до первого капитального ремонта.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ КАНАРСПИ
Требования к качеству
первых промышленных
образцов
Выработка Анализ
Оказание и принятие причин Контроль
воздействия решения несоответствия соответствия
Достигнутое качество
первых промышленных
образцов
Доработка конструкций Доработка конструкций
и технологий
Лабораторные испытания
деталей, узлов и изделий
в целом
Лабораторные испытания
Разработка совершенной деталей, узлов и изделий
технологии в целом
Испытания разрабатываемых Испытания дорабатываемых
Технологических процессов технологических процессов
Цель системы - последовательный и систематический контроль уровня моторесурса и его планомерное увеличение на базе повышения надежности и долговечности отдельных деталей и узлов. Кстати, здесь явно прослеживаются основные принципы современного подхода QFD – структурирование функции качества и методологии системы сбора, анализа и обобщения данных о качестве.
Особое внимание система уделяет созданию исходной конструкции двигателя и разработке наиболее совершенной технологии, накоплению научных заделов для совершенствования конструкции и технологии. При этом система использовала опыт систем КАНАРСПИ и СБТ и включала в себя практически все их элементы. Для повышения эффективности этой деятельности впервые широко использованы различные методы и средства ускоренных испытаний двигателей и их узлов. Впервые реализована концепция комплексной стандартизации, позволяющей решать проблему повышения надежности двигателей через надежность деталей и узлов.
Отличительным является в системе НОРМ организация подсистемы обратной связи с потребителями продукции через сеть пунктов эксплуатации и ремонта. При ОТК создавались рекламационно-исследовательские бюро, накапливающие и анализирующие информацию, поступающую на завод в качестве обратной связи.
К началу 70-ых годов был накоплен весьма существенный опыт по управлению качеством труда и продукции. Результатом обобщения и дальнейшего развития системного подхода стала разработанная в середине 70-х годов в результате совместного эксперимента, проводимого Госстандартом СССР и рядом промышленных предприятий Львовской области «комплексной системы управления качеством продукции» - КС УКП. Статус КС УКП – часть системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (объединения).
КС УКП – это первая система управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты предприятия. Это чрезвычайно важное, принципиально новое положение в совершенствовании механизма управления качеством продукции, создающее прочную основу для закрепления накопленного передового опыта и дальнейшего его развития.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМ
Информация о достижении
Ранее запланированного
уровня
ПРЕДПРИЯТИЕ
Цель КС УКП состоит в постоянном повышении технического уровня и качества продукции. Она достигается:
- разработкой и освоением новых видов продукции, отвечающим по своим технико-экономическим показателям лучшим мировым образцам;
- сокращением сроков создания и освоения новой техники;
- обеспечением стабильного выпуска продукции в строгом соответствии требованиям нормативно-технической документации;
- увеличением удельного веса продукции высшей категории качества;
- оптимизацией номенклатуры и ассортимента продукции;
- модернизацией и совершенствованием выпускаемой продукции;
- своевременным снятием с производства или заменой морально устаревшей продукции.
Разработка и внедрение КС УКП состоит из трех этапов: подготовка к разработке системы; разработка; внедрение.
На первом этапе организуется техническая учеба руководителей и ведущих специалистов подразделений, которые будут участвовать в разработке системы. Проводится также обследование производства и анализ состояния дел по качеству продукции.
В процессе разработки и внедрения системы важное значение имеет осуществление мер, гарантирующих стабильность запланированного уровня качества на всех стадиях производства. Этому способствует внедрение современной технологии, аттестации рабочих мест, оборудования, оснастки, развитие метрологической базы и средств технического контроля, строгое соблюдение технологической и трудовой дисциплины, механизация вспомогательных работ и т.п. КС УКП предусматривает тесное взаимодействие изготовителей продукции с предприятиями-поставщиками комплектующих изделий, а также предприятиями, эксплуатирующими или использующими конечную продукцию.
КС УКП – эта первая система, в которой организационно-технической базой стали стандарты предприятия СТП.
В рамках КС УКП все СТП делились на общие и специальные.
Имел место также основной стандарт системы, Объединяющий суть всех СТП “КС УКП. Основные положения”.
Общие стандарты системы устанавливают:
- порядок разработки и внедрения СТП;
- порядок внедрения ГОСТ, ОСТ и РСТ;
- порядок аттестации продукции;
- порядок проведения дней качества.
Специальные стандарты системы регламентируют показатели, нормы и правила, определяющие выполнение конкретных функций.
КС УКП действовала через постоянную реализацию специальных функций управления качеством: прогнозирование потребностей в продукции определенного технического уровня и качества, разработка и постановка продукции на производство, планирование повышения качества продукции, аттестация, метрологическое обеспечение, подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров и др.. В рамках каждой специальной функции КС УКП был предусмотрен полный управленческий цикл: планирование работ по функции, организация выполнения работ, контроль и учет результатов, анализ оперативной и накопленной информации, оценка результатов, подготовка и принятие управленческих решений, оказание стимулирующих воздействий для полной реализации функции.
Комплексный подход к решению проблем качества в этой системе проявлялся в следующем:
- в процессе управления качеством разрабатывается и выполняется весь комплекс взаимосвязанных организационных, технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества;
- мероприятия по управлению качеством продукции охватывают практически все стадии жизненного цикла (разработка, производство, обращение, эксплуатация или потребление);
- мероприятия разрабатываются и внедряются во всех подразделениях предприятия, независимо от того, производственное это подразделение или вспомогательное;
- управление качеством продукции является неотъемлемой частью управления производством и осуществляется на всех уровнях управления (объединения, предприятия, цеха, участка, бригады).
Сравнительный анализ КС УКП и МС ИСО 9000
КС УКП и системы качества, соответствующие МС ИСО 9000 базируются на одних и тех же принципах. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 — это не создание новой системы вместо отмененной КС УКП, а пусть радикальная, но все-таки, ее модернизация, осуществляемая без приостановки функционирования хотя бы на один день.
Основное несоответствие заключается в том, что системы качества, регламентированные стандартами ИСО, ориентированы на удовлетворение требований и запросов потребителя, а КС УКП – изготовителя. Причем это различие не ограничивается лишь сферой идеологии систем, а сказывается во всем – и в составе элементов управления, и в организационной структуре, и в характере их взаимодействия.
Чтобы стало ясно, о чем идет речь, достаточно сравнить, какую роль играет и каким образом реализуется в КС УКП и системах качества по МС ИСО функция изучения потребительского спроса. Известно, что обычно на отечественных предприятиях этому не уделяется должного внимания, тогда как в системах качества, построенных в соответствии со стандартами ИСО, изучение спроса – это не только начало петли качества, но и один из основных задающих элементов управления.
К тому же стандарт КС УКП фактически не определяет политику, цели и задачи предприятия в области качества, не обеспечивает должного распределения полномочий и ответственности в вопросах обеспечения качества, не устанавливает периодичность проверок и регулярную оценку всех элементов системы, в т.ч. анализ и оценку общего руководства качеством.
Важным моментом также является система взаимоотношений с поставщиками материалов и комплектующих изделий, которая в условиях плановой экономики, как правило, не работала.
Кроме этого в КС УКП фактически отсутствует экономический аспект управления качеством, которому придается первостепенное значение в системах качества, регламентированных стандартами ИСО серии 9000.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА КС УК
| |||
| ||
2. Планирование повышения качества продукции | ||
3. Аттестация продукции | ||
| ||
5. Технологическая подготовка производства | ||
6. Материально-технической обеспечение | ||
| ||
8. Подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров | ||
9. Обеспечение стабильного уровня качества | ||
10. Организация хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта | ||
| ||
12. Технический и ведомственный контроль | ||
13. Государственный надзор | ||
14. Правовое обеспечение качества |
Управляющие
воздействия на “вход” и
“процессы”
“Вход” “Выход”
ИСО 9000 | КС УКП |
Документы первого уровня (руководство по качеству) | Основной стандарт |
Документы второго уровня | Общие стандарты |
Документы третьего уровня | Специальные стандарты |