Основные Правила интерпретации ТН ВЭД

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:

1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:

2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.

3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.

б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.

в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие Правила:

а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство.

б) При условии соблюдения положений вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Вопрос 22. Структура построения ЕТН ВЭД и сфера ее применения.

ГЛАВА 6. ЕДИНАЯ ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Статья 50. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Статья 51. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза.

3. Решения о внесении изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией таможенного союза на основании предложений таможенных органов в установленном порядке.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и решения о внесении в нее изменений публикуются Комиссией таможенного союза.

4. Техническое ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляет государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного дела, в том числе:

1) мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также пояснений и решений по толкованию этой основы;

2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;

3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;

4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и пояснений к ней;

5) осуществляет иные функции, необходимые для технического ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Статья 52. Классификация товаров

1. Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

3. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

4. Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 настоящего Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

5. Таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с настоящей главой.

6. Таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

7. В целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

Порядок внесения предложений о классификации отдельных видов товаров, их рассмотрения и согласования проектов решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров с таможенными органами государств - членов таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза.

После принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений.

Вопрос 23. Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.

Преобразование экономики России, переход к многообразию форм собственности и рыночным отношениям, активное включение нашей страны в мировую хозяйственную систему предопределили резкое увеличение импорта продукции из-за рубежа и, прежде всего, потребительских товаров. Наиболее интенсивными темпами увеличивались в этот период объемы импорта бытовых химических товаров, продовольственных товаров и сырья для их производства, оборудования, электротехнической и электронной продукции, игрушек, автомобильной и с/х техники и т.д.

Комиссией таможенного союза принято решение о том, что с 1 января 2010 года Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений.

При этом согласно пункту 9 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 лицензирование и количественные ограничения Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация во взаимной торговле не применяют.

Таким образом, с 1 января 2010 года таможенные органы Российской Федерации обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с Международными соглашениями запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень.

В связи с вступлением 29 декабря 2010 года в силу Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Под запретами и ограничениями согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

- меры нетарифного регулирования;

- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

- особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

- меры технического регулирования, (Ростехнадзор, пожарная безопасность) а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Оспаривание действий (бездействия), решений таможенных органов, связанных с проверкой соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ

ПРИМЕР№1: Если лицензия на ввоз товара выдана с превышением квоты и признана недействительной с момента ее выдачи, то требование таможенного органа о доначислении неуплаченных таможенных платежей правомерно.

Общество на основании внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары ("говядина мороженая"). При этом общество применило тарифные преференции, предоставленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878 "О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году". На основании этого Постановления Министерство экономического развития и торговли РФ выдало обществу разовую лицензию на ввоз товаров ("лопатка, шейно-лопаточная часть и грудинка обваленные, мороженые").

При таможенном оформлении ввезенных товаров на основании данной лицензии общество уплатило таможенные платежи в полном объеме с применением пониженных ставок. Впоследствии Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ вышеназванная лицензия признана недействительной со дня ее выдачи в связи с превышением установленного объема ввоза товаров.

В результате проведенной Министерством экономического развития и торговли РФ проверки выявлены случаи выдачи лицензий участникам внешнеэкономической деятельности по их заявлениям на ввоз говядины в 2005 году и использования таких лицензий для ввоза указанных товаров с превышением объемов тарифных квот, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878, в связи с чем указанные лицензии, в том числе и лицензия, выданная заявителю, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ признаны недействительными (полностью или частично) с момента их выдачи.

Таможня, проверив в порядке статьи 361 ТК РФ документы и сведения, представленные обществом при оформлении ввоза товаров по спорной лицензии, выявила наличие у декларанта задолженности по уплате таможенных платежей. По результатам проверки таможня направила обществу требование об уплате таможенных платежей и пеней.

Общество оспорило названное требование таможни в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, указав на то, что таможня обоснованно направила декларанту спорное требование об уплате таможенных платежей и пеней ввиду отсутствия у заявителя оснований для применения пониженных ставок таможенных пошлин.

Суд кассационной инстанции указал, что правовые основания для приостановления и аннулирования лицензий в связи с обстоятельствами, возникшими после их выдачи, установлены пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 N 1299, а также пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364. В связи с этим суд кассационной инстанции оставил судебные акты в силе (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 17.09.2008 по делу N А56-40605/2006).

Представление таможенному органу при ввозе мясопродукции только ветеринарных сертификатов не свидетельствует о соблюдении декларантом требований законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поскольку соответствие указанной продукции установленным санитарным нормам и правилам должно подтверждаться и санитарно-эпидемиологическим заключением.

Общество 20.01.2010 в целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации мясной продукции представило в таможню грузовую таможенную декларацию с приложенными документами, в том числе ветеринарными сертификатами. Санитарно-эпидемиологическое заключение на ввезенный товар обществом не представлено.

Поскольку в установленный статьей 152 ТК РФ трехдневный срок со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможня не осуществила выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом - выпуск для внутреннего потребления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суды удовлетворили требования общества, сославшись на неправомерность бездействия таможни, а также на отсутствие необходимости представления обществом санитарно-эпидемиологического заключения на ввезенный товар.

Кассационная инстанция посчитала кассационную жалобу таможни обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Закона N 164-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 131 ТК РФ при подаче таможенной декларации предусмотрена обязанность представлять в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения.

Согласно пункту 2 указанной нормы при декларировании товаров среди прочих документов представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом в силу статьи 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются независимо от заявленного таможенного режима.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Статья 16 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ, устанавливающая требование о допуске продукции на территорию Российской Федерации только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, регулирует отношения, непосредственно связанные с ввозом продукции.

Представление в таможенный орган санитарно-эпидемиологического заключения на ввозимый товар является обязательным и должно неукоснительно соблюдаться в целях охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что на ввезенный товар предъявление санитарно-эпидемиологического заключения не требуется, судом кассационной инстанции признан неправомерным (Постановление ФАС СЗО от 23.03.2011 по делу N А56-33481/2010).

ПРИМЕР№2: Наличие фитосанитарного сертификата при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товара, подлежащего такой сертификации, является обязательным.

Общество подало временную периодическую декларацию для вывоза с таможенной территории Российской Федерации товара - баланса березового, неокоренного, необработанного. Товар заявлен к вывозу в режиме экспорта.

В ходе документальной проверки таможенной декларации и прилагаемых к ней документов таможня установила, что в нарушение положений пункта 5 статьи 153 ТК РФ общество не представило фитосанитарный сертификат на вывозимую продукцию.

Данное обстоятельство послужило таможне основанием для направления обществу требования о представлении документов, подтверждающих запреты и ограничения (фитосанитарный сертификат на весь товар).

Посчитав требование таможни незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о правомерности оспариваемого требования таможенного органа. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Согласно пункту 2 статьи 13 ТК РФ товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Это в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно статье 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.

При таможенном оформлении товара общество одновременно с таможенной декларацией не представило таможне фитосанитарный сертификат, подтверждающий соответствие вывозимого товара требованиям нормативных документов.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция посчитала, что суд первой инстанции правомерно признал требование таможенного органа о представлении документов в отношении подкарантинной продукции законным (Постановление ФАС СЗО от 16.03.2009 по делу N А13-8991/2008).

ПРИМЕР№3: При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Общество по внешнеэкономическому контракту на поставку лома и отходов конструкционной стали подало в таможню грузовую таможенную декларацию с целью оформления вывоза поставляемого по контракту товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный орган направил заявителю оспариваемое требование, указав на несоблюдение обществом условий выпуска, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ, и обязав его представить заключение (акт экспертизы) аккредитованной лаборатории о соответствии декларируемого товара ГОСТ 2787-75 либо заключение Ростехнадзора Российской Федерации (его территориального органа) о том, что декларируемый товар не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов".

Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, указав на отсутствие правовых оснований для выставления оспариваемого требования. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденным этим Постановлением, осуществляется по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли РФ на основании разрешения Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.

В перечни опасных отходов, указанные в приложениях N 1 и 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, включены отходы металлов и сплавов, в состав которых входят сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий, мышьяк, соединения мышьяка, ртуть, соединения ртути. Отходы металлов, не содержащие названные компоненты, не относятся к опасным отходам, перемещение которых регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442. Принадлежность товара к перечню отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками).

Из приведенных норм права не следует наличие ограничений для трансграничного перемещения отходов, не отнесенных к опасным отходам, равно как и наличие у лица, их перемещающего, обязанности представлять какие-либо документы (лицензии, сертификаты, экспертные заключения), подтверждающие отсутствие в данных отходах опасных химических элементов.

Общество, осуществляя декларирование вывозимого товара, представило в таможню пакет документов, из которых следует, что в данном товаре не содержится веществ, относящихся к опасным отходам, вывоз которых с таможенной территории Российской Федерации производится при наличии специального разрешения.

При отсутствии соответствующих запретов и ограничений применительно к вывозу спорного товара довод таможни о несоблюдении декларантом условий его выпуска, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ, судом кассационной инстанции отклонен (Постановление ФАС СЗО от 28.01.2008 по делу N А13-5166/2007).

ПРИМЕР№4: Общество на основании контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и предъявило к таможенному оформлению по грузовой таможенной декларации в режиме "выпуск для внутреннего потребления" товар - "шины пневматические, для грузового транспорта, бывшие в употреблении, пригодные для восстановления, не отходы".

Таможня в порядке статьи 153 ТК РФ направила в адрес общества требование о предоставлении лицензии Министерства промышленности и торговли РФ либо заключения о возможности безлицензионного ввоза партии шин, бывших в употреблении, по указанной грузовой таможенной декларации. Общество не исполнило названное требование, в связи с чем таможня не осуществила выпуск товаров.

Общество оспорило требование таможни в судебном порядке.

Оспариваемое требование таможни обосновано тем, что общество при таможенном оформлении не представило лицензию Министерства промышленности и торговли РФ, предусмотренную пунктом 2.3 Единого перечня, либо заключение Министерства промышленности и торговли РФ по вопросу выдачи лицензии применительно к ввезенным заявителем товарам.

В пункте 2.3 Единого перечня перечислены наименования и иные признаки товаров - опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе. В то же время в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения к пункту 2.3 Единого перечня под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что одним из основных критериев отнесения товаров к отходам производства и потребления является утрата ими потребительских свойств.

Таким образом, чтобы отнести пневматические шины, бывшие в употреблении, к товарам, при ввозе которых на таможенную территорию Российской Федерации в силу пункта 2.3 Единого перечня требуется представление лицензии Министерства промышленности и торговли РФ, необходимо в числе прочего определить, утратили ли такие товары потребительские свойства, пригодны ли они для дальнейшей эксплуатации.

Актом экспертизы, имеющимся в материалах дела, подтверждается, что шины пневматические, бывшие в употреблении, предъявленные обществом к таможенному оформлению, не утратили своих потребительских свойств и пригодны для дальнейшей эксплуатации автотранспортом.

Таможня не доказала, что представленный обществом к таможенному оформлению товар утратил потребительские свойства, является отходами применительно к понятиям положения к пункту 2.3 Единого перечня и подлежит лицензированию при его ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

В связи с этим суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что суды правомерно отклонили ссылку таможни на пункт 2.3 Единого перечня в обоснование необходимости безусловного представления при предъявлении к таможенному оформлению пневматических шин, бывших в употреблении, лицензии Министерства промышленности и торговли РФ либо заключения уполномоченного органа (Постановление ФАС СЗО от 22.04.2011 по делу N А56-56352/2010).

Экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Вопрос 24. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, назначение, состав, решаемые задачи.

Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи, создает новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет автоматизированную систему процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы ФТС является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и таможенных органов.

ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологии таможенной службы. Развитие этой системы есть ни что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе.

ЕАИС предназначена для структурных подразделений ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждений ФТС России), деятельность и функции которых предусматривают решение задач обеспечения применения, развития и совершенствования информационных технологий. А также для должностных лиц системы таможенных органов, в функциональные обязанности которых входят вопросы организации создания, внедрения, эксплуатации, модернизации и (или) сопровождения программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов.

В состав ЕАИС входит взаимодействие Главного управления информационных технологий ФТС России (далее - ГУИТ). Структурных подразделений ФТС России, специализированного государственного учреждения "Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России" (далее - ГНИВЦ ФТС России). Учреждений ФТС России, таможенных органов и входящих в их состав информационно-технических служб (ИТС), информационно-технических подразделений (ИТП) при организации процессов жизненного цикла программных средств, а также типовые требования по безопасности информации, предъявляемые к программным средствам информационных систем и информационных технологий таможенных органов.

Исходя из этого, ЕАИС ФТС РФ призвана выполнять задачи:

- обеспечить подразделения ФТС РФ и правительственных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;

- совершенствовать систему организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления;

- автоматизировать таможенное оформление документов на товары;

- повысить эффективность таможенного контроля за багажом следующих через таможенную границу пассажиров;

- обеспечить централизованное взимание и контроль начисления таможенных платежей;

- обеспечить информационную поддержку борьбы с контрабандой и нарушений таможенных правил;

- совершенствовать методы и средства нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот;

- создание информационных технологий таможенно-банковского контроля внешнеэкономической деятельности с целью осуществления валютного контроля.

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях – от таможенного поста, до центрального аппарата ФРС РФ.

Лекция 5.

Вопрос 25. Защита информации в информационных технологиях. Обеспечение информационной безопасности.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Понятие информационной безопасности таможенных органов:

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти обеспечивает в установленной сфере деятельности исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Опыт деятельности современных таможенных администраций в развитых странах мира относит информатизацию таможенного дела к одному из первостепенных факторов построения гибкой и эффективной системы таможенного контроля. Применяемые в таможенных органах информационные технологии обеспечивают реализацию информационных процессов - процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационные системы таможенных органов представляют собой организационно упорядоченные совокупности информационных ресурсов и информационных технологий, в основном с использованием средств вычислительной техники и связи, обеспечивающие эффективную реализацию процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

От эффективности деятельности таможенных органов в информационной сфере существенно зависит эффективность обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Таким образом, под информационной безопасностью таможенных органов понимается состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере деятельности таможенных органов.

Составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов Российской Федерации. Направления и задачи по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации.

В направлении информационной безопасности Российской Федерации выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования таможенной информации. Для достижения этого требуется:

- обеспечить возможность свободного доступа, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела;

- обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности;

- обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную тайну, полученную таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела;

- обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина, являющегося должностным лицом таможенных органов Российской Федерации, на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени, а также на основании Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обеспечить защиту персональных данных должностных лиц таможенных органов;

- укрепить механизмы правового регулирования отношений в области защиты объектов интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений на доступ к конфиденциальной информации.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

- обеспечить опубликование в своих официальных изданиях правовых актов, принятых ФТС России, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;

- обеспечить формирование открытых государственных информационных ресурсов в части таможенных органов и повысить эффективность их использования.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Для достижения этого требуется при организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР):

- развивать и совершенствовать Инфраструктуру автоматизированных систем таможенных органов как составляющую инфраструктуры единого информационного пространства Российской Федерации;

- принимать участие в развитии отечественной индустрии информационных услуг;

- повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов, находящихся в ведении таможенных органов;

- принимать участие в государственной поддержке отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере деятельности таможенных органов включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории Российской Федерации. В этих целях необходимо:

- повысить безопасность информационных систем таможенных органов;

- содействовать развитию отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

- обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- расширять международное таможенное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Вопрос 26. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования.

В мировой таможенной практике в настоящее время достаточно широко применяется электронное декларирование товаров, то есть декларирование товаров в таможенном органе посредством представления таможенной декларации в электронном виде по электронным каналам связи.

В России первая электронная таможенная декларация была подана в 2002 году. Однако только в 2004 году началось поэтапное внедрение электронного декларирования в практику работы таможенных органов и переход некоторых участников внешнеэкономической деятельности на эту форму декларирования. Именно тогда Федеральная таможенная служба (ФТС России) приняла ряд правовых актов, определяющих порядок электронного декларирования.

В 2008 году электронное декларирование приобрело новый импульс после, того, как ФТС России разработала средства для электронного декларирования товаров через Интернет.

Таким образом, в настоящее время существуют два способа электронного декларирования товаров: традиционный способ – посредством выделенных каналов связи и электронное декларирование посредством сети Интернет (Интернет-декларирование).

Для этого необходимо приобрести программное обеспечение и получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Цена вопроса до 20 000 руб.

Отличие этих двух видов электронного декларирования заключается, например, в том, что, в рамках Интернет-декларирования декларант представляет в таможню документы, прилагаемые к электронной декларации, заполняя специальные электронные XML-формы, разработанные ФТС России для большинства таких документов (инвойс, накладная и пр.), в то время как при обычном электронном декларировании документы, прилагаемые к электронной декларации, направляются в сканированном, неформализованном виде. С точки зрения взаимного расположения декларанта и таможни Интернет-декларирование может осуществляться независимо от удаленности декларанта от таможенного органа, в то время как при обычном электронном декларировании они, как правило, находятся в непосредственной близости друг от друга (недостаток: дороговизна).

Интернет-декларирование обладает такими преимуществами, как, например, отсутствие в определенных случаях необходимости личного присутствия декларанта в таможне; короткие сроки таможенного оформления (срок с момента отправки декларантом электронной декларации до выпуска товаров таможней может составлять около 15 минут); после отправки электронной декларации декларант получает электронные сообщения обо всех этапах движения декларации: поступление в таможенный орган, принятие (с указанием данных о принявшем инспекторе), присвоение регистрационного номера (с указанием этого номера), выпуск и т.д.

В настоящее время электронное таможенное декларирование товаров (прежде всего ЭД2) используется российскими участниками внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль в распространении электронного декларирования сыграла текущая стратегия развития таможенной системы, реализуемая ФТС России во исполнение поручений высшего руководства страны. Так, в рамках поручения Президента РФ к концу 2010 года ФТС России обеспечила техническую готовность всех таможенных постов к приему деклараций в режиме ЭД2.

Что касается введения обязательного электронного декларирования, следует отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (вступил в силу 29 декабря 2010 года) закрепляет общее правило, согласно которому декларация на товары подается в электронной форме1. При этом устанавливается переходный период, в рамках которого до 1 января 2014 года таможенное декларирование могло производиться по выбору декларанта в письменной или электронной форме2. Таким образом, с 1 января 2014 года участники внешнеэкономической деятельности обязаны декларировать товары исключительно в электронной форме.

Основным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 06.04.02 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который вступил в силу01 июля 2013 года. Таможенное декларирование в электронной форме с использованием таможенной декларации предусмотрено частью 3 статьи 179, а также частью 5 статьи 180 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС). Согласно части 5 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов. Часть 1 статьи 43 ТК ТС дает возможность совершения таможенных операций с использованием информационных систем и информационных технологий, основанных на электронных способах передачи информации. Таким образом, новое таможенное законодательство позволяет таможенным органам и участникам ВЭД максимально исключить использование бумажных носителей и влияние человеческого фактора при совершении таможенных операций.

Вопрос 27. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством.

ГЛАВА 5. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА

Статья 47. Таможенная статистика внешней торговли товарами

1. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.

2. Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза.

3. Таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:

правительству, государственным органам и иным организациям государства - члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные;

международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства - члена таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные.

4. Комиссия таможенного союза представляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств - членов таможенного союза и международным организациям в соответствии с международными договорами.

5. Комиссия таможенного союза публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза.

Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств - членов таможенного союза в порядке и сроки, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.

6. Таможенными органами могут представляться данные таможенной статистики внешней торговли товарами, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо другую конфиденциальную информацию, заинтересованным в их получении организациям государства - члена таможенного союза, за исключением государственных органов, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные.

Статья 48. Специальная таможенная статистика

1. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

2. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Статья 49. Документы и сведения, используемые для статистических целей

1. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

2. На сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения статьи 8 настоящего Кодекса.

Вопрос 28. Понятие и сущность ТСТК. Роль и место ТСТК в таможенном контроле.

Технические средства таможенного контроля – совокупность специальных технических средств, применяемых таможенными органами в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу с целью выявления, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих декларированному содержанию.

Цель: применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела.

Применение ТСТК при проведении таможенного контроля играет очень важную роль, так как о сновными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) не причинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: